Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
Ко г да туманное белое небо С трефового туза размером было, Своей голово й , имеющей четыре шва, Расширил-увеличил его [первый человек, говорят]. Когда семиугольная земля-матушка С червонного туза размером была, Своими мозолистыми ступнями Расширил-увеличил ее [первый человек, говорят]. В долганском оаонхо "Брат и сестра": Бу олорордойду Буур баттагын сага эрдэгиттэн, Бу турар халлаан Киһи нъуурун сага эрдэгиттэн [24, с. 92} Когда эта обжитая страна Была размером со шкуру, Снятую с головы оленя-самца, Когда это видимое небо Было размером с лицо человека. Стихи 27—35 публикуемого текста в третьей, 1986 г., записи олонхо В.O. Каратаева звучат так: Сиэрэй тиик тикилэҕин саҕаттан Үүнэн-үөскээн, тжийэн-тэрбэйэн, Сачарыы таба кулҕааҕын сарыытын Тиэрэ тардыбыт курдух Сарбайа үүнэн, Сараадайа улаатан испитэ эбитэ уһу (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д . 153, л. 2). Величиной с пятку серой белки будучи, Расширяясь-растя г иваясь, разрастаясь, рождалась; Подобно мягкому, как замша, уху Двухгодовалой важенки, Растопыриваясь во все стороны, Постепенно увеличивалась, оказывается. По всей вероятности, здесь отражается народное представление о культурной деятельности человека на земле, о завоевании жизненного пространства трудом и потом. Девственная природа сурового якутского края—это еще не земля-матушка ( сир-ийэ ), и небо над необжитой землей — еще не небо, под котор ы м проживает человек. Недаром северные якут ы называют Среднеленский регион — дойду, место, об житое с древних времен якутами, регион, откуда они постепенно рассе лялись по всей территории современной Якутии. И вообще, в якутском яз ы ке обжитая местность называется дойду сир, а не обжитая — ү р эх баһа (верховья речки). Процитированн ы е в ы ше поэтические места во всех трех записях полностью сохраняются, несмотря на большой проме жуток времени между записями (1975, 1982, 1986 гг.), что является не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2