Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
тиася с моаен и ем к божествам-аймм, три небесных шаманки в ы звоаяют его и з бездны и исцеляют его. Тем временем находящаяся в паену абаасы Юкэйдээн рожает с ы на, которого п ы тается убить абаасы Джес- син. Однако баагодаря уаовкам матери и собственной хитрости мааь- чику удается избежать смерти. В 10-аетнем возраст е Басымджы Баат ы р (такое имя дааи мальчику) стаа сиаою превосходить своего мучитеая. Наконец Эр Соготох, пустившийся на поиски жены на своих неизмен н ы х сер ы х а ы жах, находит жену и с ы на. Эр Соготох с женой возвраща ется домой, а Б а с ы м д ж ы продоажает мстить Жеаезному Джессину. Посаедний сдается и согаашается стать рабом, но Бас ы мдж ы уничтожа ет его по настоянию матери Дааее повествуется о втором поколении богат ы рей, т.е. о Басымдж ы . По характеру Басымдж ы строптив ы й и заносчивый. Он совершает единственный богат ы рский поход за своей, предназначенной св ы ше, суженой Ясной Тунааынгсой. Одержав победу над соперником — абаасы, Басымджы женится и возвращается домой. Рождение в паену абаасы навсегда опредеаиао его строптив ы й характер. Постоянн ы м эпитетом его имени саужит в ы ражение: "в порос ш ей де ревьями и травами земле неуживающимся род и вшийся". Характерно, что Басымджы верховное божество Юрюнг Тойон одаривает конем. Если Эр Соготох — пе ш ий богатырь, ходивший на л ы жах, то его с ы н ездит на коне. Возможно, эти примет ы богатырей имеют очень древние истоки. Богат ы ри, которые ходят на лыжах, встречаются в эпических памят никах северных народов. В эпосе тюрко-монгольских народов образ богат ы ря неразлучен с боев ы м конем. И характерно то, что пеший Эр Соготох в ы ступает устроителем не только своей жизни, но и Гибель Дуодарба — Черного Кузнеца и р ы бака Юёдюёна. Познакомимся еще с одним сюжетом олонхо — "Эр Соготох" Г.Ф. Никул и на. В ы ше отмечалось, что в образе Эр Соготоха Г.Ф. Никулина имеются определенные черт ы культурного героя. Богат ы рские деяния Эр Соготоха начинаются с поездки его на чудесно в ы бранном им из своего табуна коне за абаасы Тимиром Л ыы б ы рдааном, котор ы й пред ложил ему свататься к его сестре — шаманке Добун Куодар. Абаасы едет верхом на трехногом звере Мэк Тугуте. "Сватовство" Эр Соготоха заканчивается полн ы м истреблением рода абаасы Тимира Л ыы б ы рдаа- на. Второй поход Эр Соготоха — это его героическое сватовство к дочери Оногоя Баая. Это имя созвучно имени легендарного первопредка якутов Омогоя (Оногой, Омогон) Баая, персонажа исторических преданий яку тов. Эр Соготох истребляет трех своих соперников-абаасм и женится на дочери Оногоя Баая. Он три года живет у родителей жены, а потом переезжает в свою страну. Многие сюжетообразующие мотив ы олонхо "Эр Соготох" Г.Ф. Ни кулина и мотивы исторических преданий о первопредках якутов Омогое Баае и Эр Соготохе Эллэе Боотуре перекликаются друг с другом, сохра няя жанровые поэтические оттенки олонхо и преданий:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2