Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

освобожденн ы х им сестер. Видимо, здесь отражено одно из звеньев исторического развития темы героического сватовства. Четвертое опубаикованное В.Л. Прикаонским оаонхо по содержа­ нию и развитию сюжета существенно отаичается от рассмотренных в ы ше. Сестру Эр Соготоха похищает богат ы рь-абййсм. Преследуя по­ хитителя, герой освобождает женщину-аммм Ытык Нурааы из паена другого абаасы. Пораженн ы й ее красотой, герой с первого взгаяда влюб- аяется в Ытык Нурааы, однако она уаетает на небеса, обернувшись птицей. Эр Соготох продоажает свой поход и освобождает свою сестру из паена хитростью, натравив друг на друга двух богатырей -абаасы. похитителя сестр ы и абаасы, пленившего Ытык Нуралы. Оба абаасы погибают в сражении друг с другом. Эр Соготох в ы дает свою сестру замуж за своего друга — б о гатыря-дймм Аджы Буджу. В повествовании о походе Эр Соготоха за похити т елем своей сестры вводится эпизод о посещении им стран ы шаманки-дмьш Айтал ы , которая не захотела впускать его в свой дом. Эр Соготох в ы лам ы вает дверь, Айтал ы встречает его враждебно и, оскорбленная его грубостью, низвергает его в Нижний мир прямо в рот старухи -абаасы Джэсинкэй, которая съедает Эр Сого­ тоха. Но от него случайно остается целым его левый глаз. Смерть Эр Соготоха, волею божеств предназначенного Айтал ы в мужья, приводит ее в душевное смятение. Раскаявшись в своем поступке, Айтал ы спуска­ ется в Нижний мир и убивает старуху Джэсинкэй. С помощ ь ю скелетов давно умерших шаманов она находит лев ы й глаз Эр Соготоха, собирает все до единой его кости и оживляет богатыря. Эр Соготох женится на Айтал ы и возвращается домой. Однако этим традиционным мотивом олонхо не заканчивается, оно имеет чрезв ы чайно интересное продол­ жение: "Но он не любил своей жен ы . В сердце Соготоха не умирал образ поразившей его красотой Ытык Нуралы. Как-то раз он решил разыскать ее и нашел, но очень больной. От тоски и печали, что она не видит Эр Соготоха, Ытык Нуралы готова б ы ла умереть. Увидев его снова около себя, она ожила. Сила и красота ее вернулись к ней. Эр Соготох женился на ней и возвратился с ней домой" [42, в ы п. 3, с. 174; 22, сюжет 21]. Это единственный текст, в котором встречается мотив второй женитьб ы героя олонхо. По якутской эпической этике второй брак вообще не допускается, и после женитьб ы богат ы ри не совершают героических поступков. Это олонхо по богатству содержания и сложности сюжета стоит особняком по отношению к предыдущим олонхо. Молено даже сказать, что оно в определенном см ы сле в ы ходит за рамки традиционно­ го сюжета о родоначальниках племени. Интересен и своеобразен сюжет олонхо "Эр Соготох" Г.Н. Свинобо- ева, записанного С.В. Ястремским. Эр Соготох отправляется в свой бога­ т ы рский поход по велению верховных божеств, которое передали ему небесные посланц ы . Он отправляется к кузнецу трех миров Гибель Дуодарба — Черному Кузнецу за богатырскими доспехами. Кузнец в качестве плат ы просит Эр Соготоха добыть ему в жен ы Нику Харахсын,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2