Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

Эпосовед И.В. Пухов с олонхосутом П.С. Олесовым из Усть-Алданского улуса. 2. Сюжет многих олонхо завязывается изменением в однообразной жизн и гаавн ы х героев, напр и мер, приездом богатыря-абаасы к жажду­ щему исп ы тания моаодецкой сиа ы Эр Соготоху. Богатырь-абдасм при­ езжает как пос ы аьн ы й от суженой невест ы Эр Соготоха [42, в ы п. 2, с. 174] иаи с предаожением жениться на его сестре (Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, д. 108) [22, сюжет 23]; приб ы вшего абаасы Эр Соготох побеждает в единоборстве и превращает в своего раба, который, обидевшись на своего г осподина, станов и тся его врагом (Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, д. 27) [22, сюжет 24]. 3. Небесные посаанц ы передают Эр Соготоху повеаение верховных бож е ств отправ и ться в богатырский поход з а доспехами иа и за невестой [57, с.14]. В развитии сюжета и содержании оаонхо важное значение имеет эпизод, связанн ы й с узнаванием героем своего происхожден и я от бо- жеств -айыы и о принадаежности его к паемени айыы аймага. Узнает он и свое имя и предназначение, опредеаенное божествами, стать родона­ чальником ураашхай саха, жителей племен и айыы в Среднем мире. Исходн ы м образцом развития сюжета олонхо об одиноких героях- первопредках может служить "Эр Соготох" в публикации O.Н. Бёт- лингка. После того как герой узнал о своем происхождении и в ы соком предназначении б ы ть родоначальником людей на земле, он совершает поход за своей суженой. В пути преодолевает в ы сокую гору и дремучий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2