Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

1943 г. в том же Абыйском уаусе, изготаваивает из камня топор, ударом кре­ мня в ы секает искру и разжигает костер (Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7, д. 62), а Э р Соготох из оаонхо И.И. Бурна ш ёва — Тонг Суоруна из Мегино-Канга- аасского уауса доб ы вает огонь по способу, подска­ занному семью стерхами (запись Г.у. Эргиса, 1936 г., Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 7). По мнению Е.М. Мелетинско- го, добывание огня — важ­ нейший подвиг культурно­ го героя и, следовательно, Эр Соготох предстает пе­ ред нами как первопредок и культурный герой [34, с. 302]. В большинстве олонхо черт ы культурного героя проявляются только в начале олонхо. У Г.Ф. Ни­ кулина в середине повест­ ки. Бурнашёв —Тонг Суорун (1868—1945) — извест- вования рассказ ы вается, ный о л онхосут из Ме г ино-Канга л асского улуса. что героЙ сам изготавлива­ ет лук, из которого убива­ ет своих противников. По мнению И.В. Пухова, когда-то в олонхо хозяй­ ственная и культурная деятельность героя как первого человека и за­ чинателя жизни на земле, возможно, б ы ла представлена более зна­ ч и тельной, чем в современн ы х олонхо [44, с. 43]. Черт ы культурного героя п ервопредка-богатыря сохранились только в некоторых сказаниях в повествовательно-об ъ ясняющих частях композиции и, видимо, утра­ тились в связи с усилением поэтической героизации и идеализации образа главного героя олонхо. Завязки сюжетов олонхо об Эр Соготохе разнообразны. 1. Завязкой сюжета олонхо, опубликованного O.Н. Бётлингком, слу­ жит душевное смятение героя, достигшего 18-летнего возраста, его обра­ щение к духу-хозяйке стран ы , обитающей в священном дереве, от кото­ рой он узнает, что его отец, верховное божество Аар Тойон, и мать Кюбэй Хотун спустили его с неба на землю, чтоб ы он стал родона­ чальником людей Среднего мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2