Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

тиася в доме образованного якута А.П. Афанасьева из Дюпсюнского уауса, участника Сибиряковской экспедиции. Специааьно приглашен- н ы й дая испоанения, Г.Н. Свиноб о ев сначааа сказ ы вал оаонхо "при боаь- шом стечении работников, работниц, семьи А.П. Афанасьева и окрест­ н ы х якутов, в громадной юрте вечером при свете пылающего камина". А затем с 24 по 29 ноября оаонхо было записано под диктовку ск а з и теая [42, с. 13-55]. В Архив е Якутского научного центра СО РАН хранятся рукописи оаонхо под названием "Эр Соготох", записанные в 1920-е и посаедующие год ы : от М.Н. Неустроева из 3-го Маатанского насаега Западно-Кангааас- ского уауса (1921, ф. 5, оп. 8, д. 27) [22, сюжет 24], от Г.Ф. Н и кулина из Майорского насаега Абыйского уауса (1940, ф. 5, оп. 7, д. 108) [22, сю­ жет 23], от Н.С. Скр ы б ы кина из Саморсунского насаега Амгинского уауса (1940, ф. 5, оп. 7, д. 109) и др. Гаавная сюжетная тема этих оаонхо отвечает на вопрос ы : откуда произо ш еа чеаовек Среднего мира, кто такие первопредки паемени ураангхай саха и как они жиаи (их взаимоотношения друг с другом). Схема сюжетного развит и я оаонхо строится в основном по саедующим посаедоватеаьн ы м эпическим мотивам, которые и составляют стройную структуру эпического повествования. Во вступительной части опис ы вается Средний мир, предназначен­ н ы й для жизни племени айыы аймага, где живет од и нок и й человек по имени Эр Соготох, не знавший своего происхождения: 1) ему б ы ло неизвестно, спустился ли он в Средн и й мир, пройдя сквозь девять небес, или появился из Нижнего мира [58, с. 78]; 2) одинокий герой не знал ни почтенного батюшки, ни почтенной матушки [57, с. 13]; 3) "с седьмого неба б ы л спущен якут..." [42, в ы п. 2, с. 174]; 4) на седьмом небе самим Юрюнг Аар Тойоном б ы л сотворен якут, которого он послал на землю, наделив скотом и больш и м богатством [42, в ы п. 3, с. 165]; 5) Эр Соготох живет в Среднем мире со своей сестрой [42, в ы п. 3, с. 168 и 172]; 6) Эр Соготох — герой олонхо М.Н. Неустроева, записанного в 1921 г., не знает, откуда и как появился на земле, но в отличие от друг и х героев он имеет большое семейство: у него восемь жен. Так и м образом, понятие "од и ­ нокий, единственный первый житель земли" в эпических сказаниях постепенно трансформируется в понятие "исключительности", "единст­ венности" образа богат ы ря-первопредка. Героям некотор ы х олонхо об Эр Соготохе дан ы функции культур­ н ы х героев. Так, герой олонхо В.Л. Приклонского в ы строил огромн ы й дом с 40 окнами [42, в ы п. 3, с. 165], а Эр Соготох из олонхо Г.Ф. Н и кулина сделанным им сам и м каменн ы м топором рубит лес, строит дом и подворье; разжигает огонь, доб ы вая его способом трения сухой берез ы ; затем Юрюнг Айы ы Тойон спускает по его молению-просьбе телят и жеребят, положивших начало его огромн ы м стадам рогатого скота и табунам лошадей. Эр Соготох из олонхо Н.В. Слепцова, записанного в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2