Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

зошеа, я никогда не саушаа оаонхосута, аучше рассказ ы вающего про­ заическую часть, чем он. Чээбий б ы а тааантаив ы м оаонхосутом, облада- ющим поэтическ и м даром, он художественно передаваа описатеаьную часть оаонхо, б ы а певцом непревзойденн ы м" [53, с. 215]. В эпическом репертуаре Т.В. Захарова—Чээб и я Значатся саедующ и е оаонхо: "Тойон Дьагар ы ма", "Юрюнг Уоаан", "Бэр и эт Бэргэн", "Кюн Э риа и к", "Ааан- таайы-Куаантаайы", "Сын аошади Д ыы рай". Сказитеаьское мастерство от него переняаи аучшие оаонхосут ы Амгинского уауса и юго-восточной части Мегино-Кангааасского уауса. Своим учитеаем его Счит а ли извест­ н ы е оаонхосут ы Р. Васиаьев, У.Г. Нохсоров, Н.А. Абрамов—К ы нат, И.И. Бурнашёв-Тонг Суорун. Народн ы й поэт Кюннюк Ураст ы ров признает Чээбия своим непосредственн ы м наставником, обучав ш им его искусству оаонхосута. Впосаедствии Кюннюк Ураст ы ров воссоздаа оаон­ хо "Тойон Дьагар ы ма", в основу которого б ы а поаожен эпический текст Т.В. Захарова—Чээбия. Своеобразн ы й очаг сказитеаьской трад и ции можно обнаруж и ть и в других уаусах Центрааьной Якутии, где в ы делял и сь Д.М. Г оворов — Олонхосут Миитэрэй, от которого б ы ао записано впосаедствии олонхо "Мюлдью Бёгё", П.А. Охаопков-Наара Суох, широко известный до рево- аюции (Усть-Ааданский уаус), Иев Новгородов — Иэгии Хотоох (Чу- рапчинский уаус), С.В. Герасимов (Кангааасский уаус) и многие другие. Из северн ы х районов Якутии устойчивой эпической традиц и ей от- аичается Верхоянский уаус. В настоящее время продоажатеаьницей эпической традиции верхоянских оаонхосутов яваяется Д.А. Томская— Чайка (19В г.р.), от которой якутские фоаькаористы записааи на маг­ нитной паенке "Эаитэр Бэргэн", "Старик Мекюаэкээн, старуха Иэйэх- сит", "Хаан Иабистээн". Сюжет ы , мифоаогическая основа, эпические формуа ы эпических текстов в ее испоанении в цеаом баизки и даже идент и чны записям оаонхо И.А. Худякова. Этот факт, несомненно, свиде- теаьствует о б устойчивости эпической трад и ции верхоянских оаонхосу­ тов. В преданиях виаюйских якутов говорится, что их прародитеаями быаи братья Ыр ы а Бырк ы н г аа и Тойук Булгудах, потому в и люйчане славятся голосом и импровизаторской способностью. Вилюйская эпиче­ ская традиция знает немало талантлив ы х олонхосутов, таких как С.Н. Каратаев—Д ы г ы йар, С. Иванов—Мэнкэр (Вилюйский улус), С.В. Петров, И. Догоюков (Нюрбинск и й улус), Ф. Тимофеев—Бээчэрэ (Верхневилюйский улус), Ыр ы а Т итов (Сунтарский улус) и многие дру­ гие, которые своим сказительским искусством слав и лись в начале наше­ го столетия. В.O. Каратаев, олонхо которого публикуется в настоящем томе, явля­ ется современным представителем вилюйской эпической традиц ии .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2