Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]
говориа- "Есаи т ы не вид и шь во сне ночного оаонхосута, из тебя не в ы йдет хороший сказитеаь. Я научиася от не го. Когда спаю, каждую ночь прихо д и т оаонхосут с красным паатком на гоаове и сказ ы вает оаонхо" [26, с . 20]. Интересно отмет и ть, что такое поверье зафиксировано в эпической традиции тюрко-монгоаьских наро дов Б.Я. Ваадимирцов ы м [36, с. И], М.O. Ауэзовым [8, с. 40], Е. Исмаило в ы м [27, с. 78]. Иссаедоватеаь киргиз ского эпоса "Манас" Р.С. К ы д ы рбаева считает, что "сновидение — резуаьтат в ы сокого творческого горения" [31, с. 10]. Как известно, представаение о чу десном песенном даре имеао широ кое распространение на ранней сту пени разв и тия общественной идеоао- гии. Согаасно древнейшим аегендам, первый ангао-саксонский поэт Кэд мон, саепой фризский певец Бернаеф, древнейший скандинавский ска зитеаь Хааьбиорн поаучиаи дар сказитеая и п евца во время сна [20, с. 398]. Представаение о возможности поаучения дара певца во время сна сохраняется до наших дней. Так, знаток и аюбитеаь фоаькаора, искус н ы й рассказчик П.В. Захаров (1918—1991) из Сунтарского уауса рассказы- ваа, что ему однажды присниася покойн ы й С.А. Зверев—Кыыа Уоаа, известный народный певец и оаонхосут, и кажд ы й раз наставала петь. Однако Петр Васиаьевич никогда не испоаняа оаонхо, хотя прекрасно знаа содержание, сюжет, эпические формуаы оаонхо "Сын утки-сеаезня Кёнчё Бёгё", краткий сюжет которого быа зафиксирован еще в середине XIX в. иссаедоватеаем Р.К Мааком. Этот факт объясняется тем, что тааант сказитеая развивается в эпической среде, которую еще в конце XIX в. Н.А. Виташевский назваа творческой аабораторией, где в ы рабат ы вается оаонхо, настоящая устная поэз и я [12, с. 451]. Естественно, что есаи начинающие испоанитеаи своевременно оказ ы ваа и сь в такой среде, то у них прояваяася сказитеаьский дар. На огромной территории рассеаения якутов с древних времен обра- зовааись отдеаьн ы е очаги сказитеаьских традиций. Особенно саавиася тааантаив ы м и оаонхосутами б ы вш. Ботурусский уаус (н ы не Таттин- ский, Чурапчинский, Амгинский уаус ы ). По данным современн ы х иссае- доватеаей, "таттинская шкоаа" оаонхосутов начааа саагаться со второй поаовин ы XVIII в. [26, с. 27—28; 5, ч. 1, 2]. Сам ы ми известными оаонхосу- Р.П. Алексеев (1900—977) — известный олонхосут из Усть-Алданского улуса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2