Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. - 1996. [Т. 10.]

ний жи з ни и в то же время главным средством для укрепления якутов в шаманстве и с уев е р и и Бесч и сленное множество собственно якутских ска з ок относ и тся к прародителям рода человеческого вообще и якутов в особенно с ти , а также к про и схождению разн ы х животных" [54, с. 372]. Как видно, И.А. Худяков застаа уже саож и вшийся жанр геро и ческого эпоса якутов, с устоявш и м и ся трад и ционным и жанровым и признаками и функционааьной роаью в общественной и б ы товой ж и зни якутов. И.А. Худяков состав и а нам яркую характеристику оаонхосутов того времени, хотя, как и стинный посаедоватеаь мифоаогической шкоа ы , не обращаа вн и мания на отдеаьн ы е аичности оаонхосутов. Прежде всего иссаедоват е аь отмечаа боаьшой тааант сказитеаей, которые поют "це- аую эпопею, в которой упоминается множество с обытий, мно ж ество богов, дьявоаов, героев, описания разных мест б ы вают чрезв ы чайно под­ робны до самых меаочей..." Даа ее И.А. Худяков пишет: "Когда-то во время студенчества мне казааось невероятным, чтоб ы од и н народн ы й певец мог знать и петь наизусть такую боа ы ную сказку, как Иаиада и Одиссея, упомн и в множество собственных и мен, вдаваясь в подробности, не про­ пускающие корабеаьного гвоздя. Якутские сказочник и сказ ы вают ст и ­ хами и песнями не менее да и нн ы е сказки и еще с боаее меаьчайшими подробностями..." [54, с. 366]. В подтверждение огромного искусства ска­ зитеаей он приводит такое предание: "...будто б ы как-то ает 15 тому назад два аучших певца-сказочника стааи с о с т я з а т ь с я друг с другом, говоря две разн ы е сказки зараз, но так, ч т о б ы н и т о т н и д р у г о й н е у п о т р е б а я а и н и о д н о г о с а о в а , у ж е р а з у п о м я н у т о г о . Таким образом они пеаи и сказ ы вааи цеаые сутки, и гоаос их становиася все громче и громче до тех пор, пока, наконец, оба он и не упааи в изнеможени и и не заснуаи крепким сном" [54, с. 366]. В и ссаедовании И.А. Худякова опис ы ваются обычаи испоанения оаонхо: «Якутская сказка неразаучна с песней: "Скажи-спой сказку (ыл- лаа-олонхолоо )", — говорят сказочнику... У якутов есть обычай, что в то время, когда сказочник рассказ ы вает сказку, один из саушатеаей посто­ янно понуждает его, при каждой мааейшей остановке сказочника вскри­ кивая: " Н у!" ... З и мой якут ы аожатся спать тотчас, как тоаько стемнеет, и у богат ы х постоянно б ы вает сказочник, котор ы й, подзадориваясь вос- каицанием " Н у!”, доаго потешает аежащую публи к у » [54, с. 366]. О б ы чай верхоянских якутов саушать оаонхосута аежа в постеаи отмечааи собиратеаи фоаькаора и в 1930-х—1940-х гг. В центрааьных уаусах и в виаюйской группе оаонхо саушают сидя и не спят до тех пор, пока сказитеаь не кончит свое повествование. Эти традиции сохраниаись до посаеднего времени [26, с . 98]. По характеру испоанитеаьского искусства оаонхосута И.А. Худяков оаонхо называет з ародышем народной опер ы : "Все мотив ы , почти все разговоры, всякая даинная речь, стоаь часто упоминаем ы е в сказках, не рассказываются, а поются сказочником, что весьма оживаяет рассказ" [54, с. 366]. И.А. Худяков дааее отмечает ме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2