Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
ского типа б ы линного напева, записанного на Амуре (нотн. пример Б), с напевом первой (основной) строки б е с е д н о й песни из Смоленской области 14: На Амуре этот напев, очевидно, б ы л традиционно связан с эпическими текстами, так как исполнитель пел с ним две разные б ы лин ы . Есть свидетельство и о его распространении в солдатском песенном репертуаре 15. Одна из причин связи эпических текстов с напевами поздних плясовых песен может заключаться в распространении влияния городской (посадской) куль т ур ы в XVII—XVIII вв. В Сибири носителями этой культур ы б ы ли так называемые служилые люди, составлявшие значительную часть русского старо жильческого населения. Особо знаменательна связь напевов русского сибирского эпоса с напевами из сборника КД. Она проявилась прежде всего в прям ы х мелод и ческих аналогах, в известном распространении среди сибирских эпических песен ритмической структуры, свойственной 23 образцам этого сборника |6, а также в стиле комедийно-веселого исполнения былин, присущего как многим образ цам Сборника, так и современным записям. Наиболее раннее свидетельство связи песен сборника КД с русским эпосом Алтая — замечание С. И. Гуляева о том, что слышанные им в Кол ы вано- Воскресенском горном округе у мещанина старика Ивана Максимовича Калистратова «поэм ы » «состояли из бел ы х стихов, совершенно такого же размера, как в поэмах Кирши Данилова. ( . . . ) Напев ы их сходствовали несколлько с напевами плясовых песен, мера такта скорая» 17. В публикуемом материале представлен ы напев ы , которые по стилистиче ским признакам могут быть отнесен ы к различн ы м эволюционным стадиям и формам б ы тования эпоса. Они отражают и воспринимаем ы е сегодня в ка честве исходн ы х форм ы сказ ы вания « на распев», и растворение эпоса в б ы то вой песенности, чему немало способствовала дозволенность его исполнения в длительн ы е периоды постов, и «обмирщение» на весел ы х сборищах бесед и 14 Рубцов, № 33. 13 Вес. — Альб., № 37—39. 16 Имеется в виду акцентный восьмидольник, представляющий собой реализацию одно г о ,из распространенных видов народного стиха — четырехдольного трактовика, или « былинного трак- товика» (см.:' Квятковский, с. 70). В публикуемом материале см. № 62а, 76, 145а, 194, 241, первые строки в образцах нотного примера V, а также версии этого ритма в № 110а, 179, 180, 237 (2-я строка). 17 Гул., 1839, отд. VIII: Смесь. — С. 56. Колывано-Воскресенский горный округ ныне входит в Алтайский край.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2