Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
Селения нижней Колым ы — другой очаг русской духовной культур ы , где долгие годы хранились в поколениях эпические произведения далекой Родин ы . Последним свидетельством певшихся здесь б ы лин являются рукопис н ы е записи поэтических текстов, сделанные в 1961 г. Т. А. Селюковой. Собирательница опис ы вает своеобразное исполнение б ы лин ы о «Мишеньке Данильевиче»: это б ы ло «. . .то протяжное пение (очевидно, те отрывки, которые лучше помнились), то скороговоркой рассказ» 9. Единственное звучащее свидетельство б ы линного колымского напева — фонографическая запись В. Г. Богораза, едва прослушивающаяся на полураз рушенном валике. В принадлежности этого напева к эпическому жанру не приходится сомневаться. Об этом говорят интонационное сходство, ритмиче ская и структурная общность с другими местными и индигирскими образцами, а также некотор ы е типические в ы ражения, вроде «шапка земли греческой». Напев и характер исполнения были мгновенно «узнаваемы» кол ы мчанами при прослушивании записи, вплоть до того, что звали родн ы х «послушать голос дяди Вани» — недавно умершею родственника, сл ы вшего знатоком старинн ы х песен. Однако саму песню вспомнить никто не мог. Та же запись оказалась «узнаваемой» и на Индигирке. «Охто-то наш», — приговаривали там. Е. С. Киселев уверял, что эта песня про Добрыню. Примечательно, что напев, с котор ы м он исполняет песню о Скопине (№ 192), имеет сходство с фоно записью В. Г. Богораза. Если словесный текст при прослушивании валика почти не различим, то отдельн ы е мелодические строки и даже целая музыкаль ная строфа слышны отчетливо: Нотный пример А Л =101 _____________ 8 На _ дв _ .А. ..1/... | • а - вт о_ и во _ т ш а - п - к у да зем _ ли . #___ ,___ ___________ гре - чвс _ •су. Ө П р о _ ВО _ д и й - т о С ••• З т о . л ь . к о [ . . . ] Среди кол ы мских образцов наиболее интересны два (№ 96 и 97) мелодических варианта баллады «Теща в плену у зятя», уникальн ы е в кругу известных ее напевов. В целом записанн ы й материал позволяет сделать в ы вод о близости эпических традиций в селениях на Индигирке и Колыме, а возможно, и о их единстве. Интонационная и метроритмическая общность индигирских и ко л ы мских эпических напевов хорошо заметна не только при их анализе, но и на слух. В селениях на Колыме и Енисее давно уже привлекает внимание иссле дователей такое самобытное явление, как исполнение во время рождествен ского обхода дворов песен эпического содержания в качестве обрядов ы х с традиционн ы м припевом « Виноградье красно зеленое». На Кол ы ме это песня исторического содержания об отравлении Скопина-Шуйского (№ 194), 9 Селюкова, с. 59.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2