Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991

династия живших на Алтае сказителей Тупицыных. На Колыме славились своей « посказательностью» (умением сказ ы вать старин ы ) четыре поколения Соковиков ы х, о чем сообщил В. Г. Богораз, записавший немало старин от представителя среднего поколения династии — Михайлы Соковикова по прозвищу Кулдарь. О его дочерях В. Г. Богораз пишет, что они обладали «приятн ы ми голосами и переняли у отца несколько песен не из об ы чн ы х из­ вестных на Колыме» . Прекрасные образцы индигирской эпической традиции представляют в нашем издании записи, сделанные от отца и с ы на Рожиных, отца и с ы на Киселев ы х. * * * Охарактеризовать в целом русское м у з ы к а л ь н о-эпическое наследие Сибири пока не представляется возможным. Значительн ы е регионы со старо­ жилым русским населением (Забайкалье, бассейн Лены, Камчатка) остаются для фольклористов все еще «бел ы ми пятнами», другие мало обследованы. Некоторое исключение представляют Индигирка и Кол ы ма, куда зимой 1985 г. в процессе подготовки настоящего издания Всесоюзная комиссия по народ­ ному музыкальному творчеству Союза композиторов СССР направила автора этих строк для сбора материала, и где ранее, в 1982 г., Ю. И. Смирновым б ы ли записаны на магнитофон несколько эпических образцов с напевами. Те немногие сведения, которые б ы ли получен ы от разных собирателей, и собственн ы е впечатления авторов данного издания позволяют констатировать отсутствие в наши дни активной певческо-эпической традиции в Сибири. Поэтому запись эпических произведений требует специального поиска и, зачастую, напряженной работ ы с исполнителем для восстановления полно­ ценного музыкально-поэтического текста. Курьезно и вместе с тем симптома­ тично заявление, которое не раз приходилось нам сл ы шать от жителей низовья Индигирки: «Часто к нам приезжают, запис ы вают. Все слова спраши­ вают, вот мы и стараемся, вспоминаем. А петь. . . никто не просил». На Индигирке еще заметны след ы некогда процветавшей в ы сокохудо­ жественной эпической традиции. Именно здесь б ы ли записан ы наиболее яркие по мелодической выразительности эпические песни, впервые зафиксирована с напевом баллада «Федор Колыческой и Мельфа-Софья Волховница» (№ 110а). Один из индигирских былинн ы х напевов особенно интересен явн ы м сходством с политекстов ы м напевом из сборника КД (№ 1, 8, 16—19, 23, 26, 27, 58). Индигирцы Николай Куприянович Рожин и Егор Семенович Киселев донесли до наших дней напевы и манеру исполнения, присущие именно эпическому песнетворчеству и прежде всего искусству сказителя. Это и специ­ фичн ы е прием ы мелодической декламации (от речитации на одном звуке до размашист ы х возгласов), яркие ораторские зачины и «кружение» в пре­ делах повторяющейся методической ячейки, импровизационная раскрепощен­ ность от ритмической «заданности» стиховой структур ы и артистический темперамент певца-рассказчика, проявляющийся в ускорении темпа, интона­ ционн ы х повышениях и крешендо в кульминационных эпизодах драмати­ ческого повествования (см. № 51, 110а, 192). 8 Там же. — С. 169. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2