Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991

не радовать патриотов Сибири62, но нельзя удержаться от того, чтоб ы с горечью не признать, что Сибирь в отношении русских эпических текстов — это скорее край безвозвратно упущенн ы х возможност е й, нежели место стро­ гой собирательской работы и ее серьезных результатов. Опираясь на письменн ы е источники, историки Сибири довольно едино­ душны в том, что на протяжении XVII в. за Урал направлялись чаще других в ы ходц ы из восточной части Русского Севера: они составляли костяк служилых и пром ы шленн ы х людей, из них и их потомков возникало устойчивое населе­ ние. С этим заключением историков вполне совпадают результаты наших оп ы тов по определению происхождения русских эпических произведений сибирской записи: во всех мес т ах со сколько-нибудь выраженн ы м эпическим репертуаром, кроме Забайкалья и Амура, и часто даже в местах фиксации отдельн ы х текстов, наиболее характерны или опознаваем ы как раз произведе­ ния, занесенн ы е из восточной части Русского Севера. Совпадение основанн ы х на независим ы х источниках результатов родственн ы х наук взаимно объективи­ зирует эти результаты и превращает их в надежную истину. Это совпадение, надеемся, приведет к расширению подобн ы х фольклористических оп ы тов путем привлечения произведений других фольклорных жанров, что позволяло бы глубже знать, из каких источников и каким образом формировались в Сибири местные традиции русской народной духовной культур ы . Значительную роль в сохранении эпической т радиции и в передаче текстов на запись с ы грали старообрядц ы европейской части России: именно от них часто записывали эпические песни на Русском Севере, от Заонежья до Печор ы , и на казачьем юге, на Дону, Тереке и Урале (Яике). Среди же старообрядцев Сибири, напротив, чересчур редко запис ы вали эпические про­ изведения. Роль старообрядцев в сохранении эпической традиции в Сибири осталась (и, видимо, навсегда!) невыясненной. Единичные фиксации текстов, записанных от старообрядцев в последние годы, не вселяют надежд на об­ наружение крупного эпического репертуара в их среде. Б ы тование русских эпических произведений в Сибири вплоть до наших дней поддерживали главным образом люди, не имевшие отношения к старо­ обрядческим общинам. Их предки, унесшие эпические песни за Урал, также не б ы ли связаны со старообрядчеством, если судить по родословн ы м и другим источникам. В XVII и даже в XVIII в. переносчиками эпических произведений за Урал б ы ли по преимуществу мужчины, в чьем репертуаре, как и подобает, преобла­ дали, б ы лин ы , сказки на б ы линн ы е сюжет ы и исторические песни. Косвенн ы м подтверждением преимущественной роли мужчин в перенесении эпических текстов и в сложении за Уралом местн ы х репертуаров служит тот факт, что в Сибири почти нигде не находили столь любим ы е женщинами баллады в подобной б ы линам классической форме, со сходн ы ми распевами и худо­ жественными средствами: место баллад здесь обычно занимают песни бал­ 62 Вспомним, что сибирские областники и патриоты второй половины XIX—начала XX в. в своем неведении даже отрицали способность русских переселенцев за У ралом сколько-нибудь знать и сохранять эпическую традицию, чем побуждали любителей и ученых воздерживаться от собирательских поисков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2