Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991

упоминание о двух последних. Концовка о возвращении Голицына с полками в чистое поле (ст. 16— 17), судя по иным записям песни, домыслена вместо забытой, иногда хорошо развитой части, описывающей встречу Голицына с Софьей, как в воронежском варианте, или с безымянным царем, как в других, сходных с публикуемым текстах. Алтайская запись в этом отношении занимает про­ межуточное положение между воронежским вариантом, где Голицына встречает одна царевна Софья, и всеми другими вариантами, в которых безымянный царь иногда величается императором, что, конечно, является анахронизмом. 210. Г енерал запродал Москву. Источники и переиздания: Потанин, с. 104; Гул. 193 Прил., с. 151 —152; ИП XIX, № 48. Записал Г. Н. Потанин в конце 50-х гг. XIX в. в одной из казачьих станиц на верхнем Иртыше. Собиратель заметил: « Эта песня, кажется, относится к князю Голицыну и к известному его походу в Крым при царевне Софье. Современники подозревали Голицына в измене и в приеме подарков от крымского хана. Записки Желябужского, изд. Языкова, 1840, с. 40: „Взял он с татар у Перекопа две бочки золотых, которые явились на Москве в продаже медными, только слегка позолочеными“. Ист. Петра Вел., Устрялова, т. I, с. 235: „Иван Голстин, русский пленный в Крыму, показывал, что он видел, как в Крыму наливали бочки смолой и только сверху и снизу насыпали червонцы"» (Потанин, с. 104—105). Текст, равно как и его два варианта из восточной части Русского Севера п0, недостаточно полон и насыщен реалиями для того, чтобы можно было бы всецело принять предположение Г. Н. Потанина. Возможно, что мотив бочек с мнимым золотом действительно восходит к некоей песне о крымском походе князя Голицына. Допуская это, мы и поместили текст здесь. Однако контекст, куда включен этот мотив, более напоминает ситуацию войны 1812 г., когда в народе могли приписывать сдачу Москвы злой воле какого-либо генерала, продавшегося французам. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ОТНОСИМЫЕ К СОБЫТИЯМ XVIII В. 211. Князь Шереметев и турецкий Влас-мурза. Печатается по беловой рукописи собира­ теля, присланной С. И. Гуляеву с письмом от 26. 11 1870 г.: ГААК, ф. 163, оп. 1, св. 13, ед. хр. 214, л. 146об. —147. В алтайском архиве С. И. Гуляева сохранился также список, написанный его рукой и представляющий собой последующую редакцию текста (Там же, л. 174—174об.), которая воспроизводилась в печати: Мил. Изв. ОРЯС; Гул. 1939, № 16; Гул. 1952, № 43; ИП XVIII, № 35. Записал А. Лазебников в с. Ординском Барнаульского у. Текст записан под диктовку. Имя испол­ нителя не названо. Текст уникален. По содержанию он, по-видимому, отражает один из эпизодов войны с турками в 1695 г.,. когда Б. П. Шереметев повел дворянскую конницу в низовья Днепра и с помощью казаков вытеснил оттуда турок ш . Мотив битвы-пахоты, впоследствии редко фикси­ ровавшийся в составе казачьих песен, тогда, наверное, был расхожей метафорой. Его знал даже Петр, писавший из-под Азова в 1695 г дьяку Виниусу: «Здесь, слава богу, все здорово и в городе Марсовом 'плугом все испахано и насеяно» 112. Сюх<етная схема песни и мотив битвы- пахоты вскоре были использованы при создании близкой фор л лы « Шереметев и пленный шведский майор», отдельные варианты которой прямо связаны со своей предшественницей (ИП XVIII, № 70, 74, 76). Длительность и ббльшая значимость русско-шведской войны, реальная повторяе­ мость во время войны, эпизодов вроде описанного в песне — все это содействовало тому, что песня о пленном шведском майоре вытесняла из бытования свою менее актуальную предшественницу. 212. Шереметев и пленный шведский майор. Печатается по беловой рукописи собирате­ лей: ЦГАЛИ, ф. 1571, оп.' 1, ед. хр. 3558, л. боб. Записали К. М. и 3. Т. Некошновы в 1908 г. в д. Выдрино на Чуне, левом притоке Ангары. Варианты, записанные на Чуне (№ 212, 213), утратили многие элементы повествования и настолько стяжены, что их отнесение‘к какой-то из версий песни, фиксировавшихся в европейской части страны (ИП XVIII, № 70—80), не представляется возможным. Дата события, названная в начале песни, условна, как это характерно для исторических песен. Если же ориентироваться на указанный песней летйий месяц, в котором происходило событие, то его надо было бы относить 110 Исторические песни XIX века / Изд. подгот. Л. В. Домановский, О. Б. Алексеев Э. С. Литвин. — Л., 1973, № 49 , 50. 111 Соловьев С М. История России с древнейших времен. — М., 1962. — Кн. VII, т. 14. — С. 528. 112 Там же. — С. 530.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2