Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
По сравнению с аналогами из других мест забайкальским текстам нередко присущи свои версии, а это значит, что там тексты б ы товали не одно поколение. Из забайкальских записей наибольший интерес представ ляет б ы лина «Ставер Годинович» (№ 131), содержащая незавершенную по п ы тку создания оригинальной версии, производной от типа алтайской (№ 130). Примечательна песня «Тихий Днепр и Настасья-королевична» (№ 90), восхо дящая К редкой версии б ы лин ы «Непра и Дон», б ы товавшей в западной части Русского Севера. Своя версия присуща тексту « Добр ы ня и Алеша отпрашиваются ехать искать Илью Муромца» (№ 121) — в Забайкалье он попал, наверное, из средней полос ы России, пройдя, однако, через какие-то промежуточные район ы , по-видимому, через западную часть Русского Севера. Вероятнее всего из восточной части Русского С евера попал в Забайкалье список песни «Осада Соловецкого монаст ы ря » (№ 205). Уже н а э т их, сколько-нибудь опознаваемых примерах видн а смешанность репертуара За байкалья. Слишком явного преобладания текстов, по происхождению восхо дящих только к одному району европейской части стран ы , здесь нет. Судя по записям отдельн ы х эпических текстов, сделанным в последнее время В. П. Зиновьев ы м и другими иркутскими собирателями, Р. П. Матвеевой (Улан-Удэ) и студентами под руководством В. С. Левашова (Чита), еще не исчерпан ы возможности обнаружения в Забайкалье сказок на б ы линн ы е сюжет ы , баллад и фрагментов старших исторических песен. Целенаправлен н ы й поиск в старожильческих поселениях Забайкалья еще может принести новые записи таких произведений. Что касается б ы тования русских эпических произведений на Амуре, то прежде всего следует помнить, что русские п ы тались освоить .Амур еще в XVII в., но к концу века б ы ли принуждены уйти. Эти первопроходцы, конечно, обладали запасом эпических песен, о чем свидетельствует построен ная на хорошем знании б ы линн ы х канонов песня «Осада Комарского острога» (№ 198), затем унесенная безвестным человеком на Урал. Кроме этой песни, от репертуара первопроходцев ничего не осталось. Расселившиеся на среднем Амуре в прошлом веке забайкальские казаки принесли иную фольклорную традицию. Ее обследовал М. К. Азадовский летом 1913 г. и в январе—марте 1914 г. Он побывал в станицах Михайло- Семеновская и Екатерино-Никольская, а также на нескольких хуторах, административно относящихся к этим станицам 55. Во время второй поездки М. К. Азадовский обнаружил б ы тование эпических песен и записал, по его словам, б ы лин «только две целиком и несколько б ы линн ы х отрывков» (Азад. Отчет, с. 41). Сам он не назвал сюжетов, и мы не уверен ы , что начинающий собиратель, каким тогда б ы л М. К. Азадовский, хорошо разбирался в эпиче ских сюжетах и мог настойчиво расспрашивать о них казаков. Те знали больше эпических текстов, чем они сообщили молодому собирателю, Так, в заговоре « от колотья» имеется нетрадиционное обращение к батюшке (явно князю) Владимиру и Илье Муромцу 56; пользуясь этими упоминаниями, опытн ы й собиратель не преминул бы расспрашивать местн ы х жителей о соот ветствующих б ы линн ы х сюжетах. Помимо б ы лин, собирателю случилось найти 55 Перечень пунктов см.: Красноштанов, с. 92. 56 Азадовский М. Заговоры амурских казаков / / ЖС. — 1914. — Вып. 3—4. — Прил. — С. 8 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2