Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991

с. 72—73; Гул. 1939, № 17. Компромиссное воспроизведение текста, с предпочтением названной беловой рукописи; Гул. 1952, № 52. Записал С. И. Гуляев от Л. Г. Тупицына. Текст уникален по месту и обстоятельствам действия. Своей второй частью (ст. 11 и след.) он сходен прежде всего с песней «Правеж» (№ 186) и родственными ей формами. В рукописи Гуляева — одна мелодическая строфа с аккордовым сопровождением (так же, как и в № 132). Подтекстовка неразборчива, расстановка тактовой черты не соответствует рит­ мической структуре напева и стиха. Публикуем напев в нашей редакции, которая не совпадает и с редакцией, предложенной в ИП XIII—XVI (нотн. прил. № 66а): исправлен размер в связи с ритмико-синтаксическим членением текста, реконструирована подтекстовка, выставлен знак при ключе в соответствии с ясно слышимой тональностью напева, поставлен знак, указывающий на естественное, как нам кажется, исполнение октавой ниже. Интонационный склад весьма характерен для многих напевов сборника КД. В ритмике и мотивном членении, вплоть до словообрыва, есть сходство с песней «Ермак взял Сибирь» (№ 189 наст. изд.). 186. Правеж. Печатается по беловой рукописи собирателя, присланной С. И. Гуляеву с письмом от 30. 01 1854 г.: ГААК, ф. 163, оп. 1, св. 13, ед. хр. 214 б, л. 7—7об. С небольшими отличиями текст печатался: Гул. 1952, № 33; ИП XIII—XVI, № 298. О последующей обработке текста С. И. Гуляевым и его соединении с иными текстами см. Перечень, № 184. Записал Д. П. Соколов в Сузунском заводе. Имя исполнителя в рукописи не приводится. Собиратель не сообщил, почему у текста отсутствует продолжение, без которого нельзя определить принадлежность текста к какой-либо версии довольно редкой песни. Это определение затрудняется еще и тем, что в тексте использованы два зачина (ст. 1 и след., ст. 11 и след.), признак того, что текст сложен из фрагментов двух разных произведений. Более полные варианты песни «Правеж» находили в Симбирской губ. и, кажется, в средней полосе России (ИМ XIII—XVI, № 295, 296). Ее эволюционным развитием явилась поволжская форма «Царь допрашивает молодца, которого ведут на казнь» (Там же, № 299, 300), а на Дону и на Тереке — форма «Иван Грозный встречает в избушке молодца» (Там же, № 303—307). В восточной части Русского Севера иногда записывали предание «Орсенко (Аксенко)» и его более или менее удачные переложения в эпической форме (см., например, БН и НЗ, № 98, 99) — в них рассказывается об ограблении Никольской церкви где-то на Вологодчине, порой с упоминанием Румянцева монастыря. С сюжетом « Орсенко» генетически связана песня « Царь Петр и молодец на правеже», изредка записывавшаяся в разных местах европейской части страны (ИП XVIII, № 224—228), — в ее вариантах также порой упоминается Румянцев монастырь. Следовательно, упоминание «конторушки Румянцевой» в публикуемом тексте (ст. 17) указывает на его связь с эволюционно поздними формами « Орсенко» и « Царь Петр и молодец на правеже»: совпадение хотя бы одной немотивированной детали свидетельствует о генетическом родстве сходных текстов. Однако такого совпадения совершенно недостаточно для определения их эволюционной соотно- симости. 187. Не шуми, мать зеленая дубравушка. Источник: Мак. ЖС 1907, вып. 3, с. 57. Записал А. А. Макаренко в 1904 г. от Евграфа Васильевича Сизых в Кежемской Заимке на средней Ангаре. Собиратель не указал, почему у текста отсутствует концовка, в которой царь объявляет о пожало­ вании разбойника виселицей. Текст явно записан под диктовку. О бытовании этой песни лучше известно по повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка» (гл. VIII) и свидетельствам жителей Москвы XVIII—XIX вв. (Чернышев, с. 412 ) , нежели по ее записям в народной среде. Публикуемый текст наиболее близок к самым ранним фиксациям песни в XVIII в. (см., например, Чернышев, № 116, запись 1767 г.), но не настолько, чтобы можно было говорить о его заимствовании из печатных песенников XVIII в. Он принадлежит к небольшой группе вариантов, зафиксированных, к сожалению, без указания местности89 и в эволюционном отношении более ранних, чем варианты московских песенников начала XIX в. (Чернышев, № 117, 118) и последующие записи форм типа «Царь допрашивает молодца, приведенного в Москву» и «Узник просит дубровушку не шуметь», найденных соответственно в Курской и Оренбургской губ. (ИП XIII—XVI, № 301, 302). 188. О призывании волских атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарыщи с великие реки Волги в Чюсовские городки на помогание противо неверных. Источник и переиздания: СА, с. 55—56; Майков. Отрывок; Лихачев Д С. Русские летописи и их культурно­ 89 Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях / Сост. Б. М. Доброволь ский, А. Д. Соймонов; Общ. ред. и вступ. статья А. Н. Аозановой. — М.; А., 1958, № 60—61. Ср. бо­ лее поздние формы, записанные в Москве и среди астраханских казаков: Там же, N9 62—63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2