Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991

По словам Е. С. Киселева, он перенял текст у отца. Его вариант подробнее отцовского. В этом, очевидно, сказалось преимущество магнитофонной записи естественного и живого рассказа перед мучительным для любого хорошего сказочника процессом диктования текста. Помимо живости стиля и подробностей, в тексте Е. С. Киселева дано иное, чем у отца, начало, немного иначе изложена встреча загадочного купца с разбойниками, перенесена сцена подготовки коней к поездке. Сказочник утверждал, что в тексте не было никаких топонимов, а персонажи не имели имен. Он ничего не мог добавить относительно персонажей второй части сказки. Т. Н. Шента- линская, побывавшая на Индигирке в январе 198э г., повторила сказочнику все наши вопросы и также не получила ответа по самым важным из них — относительно персонажей и мотивировок. Это означает, что Е. С. Киселев, наверное, не слышал от отца больше того, что имеется в сказке. На вопрос об «ошйлкиновом луке» сказочник в 1985 г. неожиданно ответил: «Oшйл- кин — один мужик был, как история. Сильный был. Русский, наверно, — сказки на русском рассказывают». Иного мнения, близкого к старому значению слова, придерживаются другие пожилые жители Полярного: «Ошйлок — сильный человек, добрый, здоровый». «Ошилком» можно назвать любого человека, обладающего такими качествами. Так считал и сказочник в 1982 г. Под «хылгычкой» Е. С. Киселев подразумевает «простой лук, из палки, с веревкой» вместо тетивы и противопоставляет ему промысловый лук, которым здесь еще недавно пользовались, — « с рогами», клееный осетровым клеем, с тетивой из оленьей жилы: у архео­ логов лук этого типа называется «сложным»; пожилые индигирцы хорошо знают технологию его изготовления и охотно об этом рассказывают. Другие жители Полярного полагают, что «хылгычка» — по-эвенски или по-юкагирски «любой лук». III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ОТНОСИМЫЕ К СОБЫТИЯМ XVI В. 173. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по копии, полученной от В. С. Левашова (Чита). Оригинал хранится в архиве: РО ЧГПИ р. 212, л. 3. Записала В. Я. Середкина в 1975 г. от Анны Матвеевны Стрельниковой, 65 лет, в с. Шарокан Читинской обл. В эпической форме балладу с этим сюжетом и без первой части « Соловей кукушку уговаривал» находили только на Русском Севере, преимущественно в западной его части. Все сибирские варианты баллады, как публикуемые (Ы° 173—178), так и названные в Перечне (№ 156—174) и Дополнениях к нему (№ 57—103), восходят к иной, песенной форме, состоящей из двух частей: «Соловей кукушку уговаривал» и «Молодец кукушку уговаривал». Популяризации двух­ частной формы в XIX в. во многом содействовали распространители песенников и просто листов с картинкой и отпечатанным текстом. Распев двухчастной формы зачастую одинаков или схож в разных местах, что свидетельствует о заимствовании текста из общего и позднего источника. В европейской части страны двухчастную форму находили повсюду, особенно в Поволжье и средней полосе России, даже там, где не фиксировалось бытование местных форм исторических и других эпических песен. Варианты двухчастной формы близки между собой и не образуют заметно выраженных версий, что также является признаком ее эволюционно позднего характера. Сказанное не позволяет определить происхождение сибирских вариантов из каких-то конкретных мест европейской части страны 174. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту, полученному от собиратель­ ницы. Записала Л. М. Свиридова (Владивосток) в 1968 г. от Анны Григорьевны Соломенниковой, 53 лет, в с. Муравейка Анучинского р-на Приморского края. Певица в 1937 г. переселилась с Урала в Приморье. В общей сложности от нее записано 55 песен и 240 частушек. 175. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту, полученному от собиратель­ ницы. Записала А. Е. Фетисова (Владивосток) в 1963 г. от Василисы Федосеевны Чижиковой, 60 лет. уроженки Пензенской обл., в с. Щербаковка Ольгинского р-на Приморского края. 176. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту из личного архива собирателя. Магнитофонная запись Ю. И. Смирнова 17. 06 1982 г. от Ф. Е. Седых в д. Бирюк на средней Лене. Распев очень схож с тем, который собиратель затем услышал на Индигирке (см. № 178). 177. Соловей Л 1 анит девушку в Казань. Печатается по беловой рукописи собирателя. АЯФ. ф. 5, оп. 3, ед. хр. 778, л. 7. Записал Н. А. Габышев 04. 04 1946 г. от Семена Егоровича

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2