Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
По словам Е. С. Киселева, он перенял текст у отца. Его вариант подробнее отцовского. В этом, очевидно, сказалось преимущество магнитофонной записи естественного и живого рассказа перед мучительным для любого хорошего сказочника процессом диктования текста. Помимо живости стиля и подробностей, в тексте Е. С. Киселева дано иное, чем у отца, начало, немного иначе изложена встреча загадочного купца с разбойниками, перенесена сцена подготовки коней к поездке. Сказочник утверждал, что в тексте не было никаких топонимов, а персонажи не имели имен. Он ничего не мог добавить относительно персонажей второй части сказки. Т. Н. Шента- линская, побывавшая на Индигирке в январе 198э г., повторила сказочнику все наши вопросы и также не получила ответа по самым важным из них — относительно персонажей и мотивировок. Это означает, что Е. С. Киселев, наверное, не слышал от отца больше того, что имеется в сказке. На вопрос об «ошйлкиновом луке» сказочник в 1985 г. неожиданно ответил: «Oшйл- кин — один мужик был, как история. Сильный был. Русский, наверно, — сказки на русском рассказывают». Иного мнения, близкого к старому значению слова, придерживаются другие пожилые жители Полярного: «Ошйлок — сильный человек, добрый, здоровый». «Ошилком» можно назвать любого человека, обладающего такими качествами. Так считал и сказочник в 1982 г. Под «хылгычкой» Е. С. Киселев подразумевает «простой лук, из палки, с веревкой» вместо тетивы и противопоставляет ему промысловый лук, которым здесь еще недавно пользовались, — « с рогами», клееный осетровым клеем, с тетивой из оленьей жилы: у архео логов лук этого типа называется «сложным»; пожилые индигирцы хорошо знают технологию его изготовления и охотно об этом рассказывают. Другие жители Полярного полагают, что «хылгычка» — по-эвенски или по-юкагирски «любой лук». III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ОТНОСИМЫЕ К СОБЫТИЯМ XVI В. 173. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по копии, полученной от В. С. Левашова (Чита). Оригинал хранится в архиве: РО ЧГПИ р. 212, л. 3. Записала В. Я. Середкина в 1975 г. от Анны Матвеевны Стрельниковой, 65 лет, в с. Шарокан Читинской обл. В эпической форме балладу с этим сюжетом и без первой части « Соловей кукушку уговаривал» находили только на Русском Севере, преимущественно в западной его части. Все сибирские варианты баллады, как публикуемые (Ы° 173—178), так и названные в Перечне (№ 156—174) и Дополнениях к нему (№ 57—103), восходят к иной, песенной форме, состоящей из двух частей: «Соловей кукушку уговаривал» и «Молодец кукушку уговаривал». Популяризации двух частной формы в XIX в. во многом содействовали распространители песенников и просто листов с картинкой и отпечатанным текстом. Распев двухчастной формы зачастую одинаков или схож в разных местах, что свидетельствует о заимствовании текста из общего и позднего источника. В европейской части страны двухчастную форму находили повсюду, особенно в Поволжье и средней полосе России, даже там, где не фиксировалось бытование местных форм исторических и других эпических песен. Варианты двухчастной формы близки между собой и не образуют заметно выраженных версий, что также является признаком ее эволюционно позднего характера. Сказанное не позволяет определить происхождение сибирских вариантов из каких-то конкретных мест европейской части страны 174. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту, полученному от собиратель ницы. Записала Л. М. Свиридова (Владивосток) в 1968 г. от Анны Григорьевны Соломенниковой, 53 лет, в с. Муравейка Анучинского р-на Приморского края. Певица в 1937 г. переселилась с Урала в Приморье. В общей сложности от нее записано 55 песен и 240 частушек. 175. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту, полученному от собиратель ницы. Записала А. Е. Фетисова (Владивосток) в 1963 г. от Василисы Федосеевны Чижиковой, 60 лет. уроженки Пензенской обл., в с. Щербаковка Ольгинского р-на Приморского края. 176. Молодец манит девушку в Казань. Печатается по тексту из личного архива собирателя. Магнитофонная запись Ю. И. Смирнова 17. 06 1982 г. от Ф. Е. Седых в д. Бирюк на средней Лене. Распев очень схож с тем, который собиратель затем услышал на Индигирке (см. № 178). 177. Соловей Л 1 анит девушку в Казань. Печатается по беловой рукописи собирателя. АЯФ. ф. 5, оп. 3, ед. хр. 778, л. 7. Записал Н. А. Габышев 04. 04 1946 г. от Семена Егоровича
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2