Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
около 50 лет. Он ослеп н а оба глаза еще в ранней молодос т и и живе т в высшей степени бедно даже для походчика (постоянное место его жительства — Походская деревня), призреваем ы й родственниками, занимается сучением волосяных веревок и клячи для невода. О нем говорят, что когда он был моложе, он помнил много песен, знал и старин ы , но теперь растерял почти все. Я мог записать от него только несколько строк в добавление к старинам, записанным от Кулдаря» (Богораз, с. 169—170). К сказанному собирателем добавим, что фамилия Кривогорниц ы н вперв ы е и часто встречается в деловых бумагах Якутского воеводства второй половины XVII в. Несколько казаков Кривогорниц ы н ы х, связанн ы х узами родства, постоянно посылались с поручениями в разные места воеводства. Вполне возможно, что кто-то из них или из их потомков остался жить на нижней Колыме. По колымским преданиям, именно их житель, пятидесятник Кривогорницын в 1747 г. не поспешил на помощь окруженному чукчами майору Д. И. Павлуцкому и таким образом стал виновником его гибели и . Текст Соковикова — Кривогорниц ы на довольно близок к ранним индигирским записям (№ 13, 14) и тоже восходит к версии из восточной части Русского Севера. Вместе с тем в нем сохранились неизвестн ы е индигирским вариантам детали. Привлекает внимание формула « Не белая береза к земле клонится» (ст. 5—7 ) , очень популярная в самых разных текстах европейской части страны, но редкая за Уральским хребтом. Встреча Добрыни со змеей здесь происходит у камня Алатыря, который попал сюда явно из какого-то иного э пического контекста, в ы теснив обычное место действий — горы Сорочинские или пещер ы белокаменн ы е. Предложение змеи побрататься с Добр ы ней (ст. 68 и след.) — след повествования о двух встречах Добрыни со змеей. Это означает, что из восточной части Русского Севера текст был принесен сюда в виде переходной формы, наподобие текста Л. Г. Тупицына (см. примеч. к № 9). 20. Бой Добрыни с бабой Горыншцем. Источник и переиздание: Мак. ЖС 1907, в ы п. 2 с. 30; Сид., № 53. Записал А. А. Макаренко в 1904 г. от Василия Ивановича Сизых, 60 лет, на средней Ангаре в Кежемской Заимке (н ы не Кежемский район Красноярского края). От В. И. Сиз ы х собиратель записал несколько текстов на эпические сюжет ы . Характеризуя исполнителя и обстоятельства встречи с ним, А. А. Макаренко писал: «Он из числа зажиточных, имеет трех женатых с ы новей, живущих со своими семьями у отца. Сам В. И. в ы сок ростом, плечист, с в ы брит ы ми усами и подбородком; несмотря на свои 60 лет, густые кудри на его могучей голове чуть заиндевели сединой; он горазд еще на всякую работу. Действительно, В. И. и р ы бу ловит, то и другое исправляет по домашности и никогда не сидит без дела, хотя по достатку мог, кажется, и не утруждать себя. Таков уже обычай в крестьянстве, чтоб ы старики „домовничая“ б ы ли бы чем-либо полезны своим домашним. В. И. был на славе, как ,,песельник“ многих старинных песен; он и был таковым на самом деле. К сожалению, из его сокровищницы мне удалось почерпнуть немногое. „Незадача в ы ш л а как выражаются сибиряки. Были Петровки — для старины казалось зазорным постом петь или рассказывать песни. Это была одна причина. Второй помехой служило то обстоятельство, что В. И. постоянно отвлекался по хозяйственным делам< . . мешали нам сговориться недавнее знакомство и необ ы чная для В. И. необходимость вдруг ни с того ни с сего начать говорить, а тем более петь песню да еще в одиночку, без привычной обстановки и хорошо известной компании. „Ужо поживи до Петрова дня, — гово рил он, как бы извиняясь за дело, которое, видимо, не клеилось, — о празднике соберется кулшания нас, стариков, мы споем тебе разных песенёк“. Я последовал совету. Посулы не оправдались. Как раз в эти праздники у В. И. состоялись проводы старшего сына, отправившегося с лодкой в г. Ени сейск за частным грузом, было ему не до меня. Когда 1-го июля я должен был ехать дальше, В. И. на прощанье, хотя и чувствовал себя немного нездоровым, сообщил торопливо то, что читатель найдет в соответственных местах» (Мак. ЭС 1907, вып. 1, с. 16). Обстоятельства, описанные А. А. Макаренко в данном случае, характерны не только для той обстановки, в которой он оказался, собирая фольклор на Ангаре, но и для полевой работы любого собирателя. Действительно, занятость и нездоровье исполнителя вместе с его недоверием к собирателю, порой совсем необъясним ы м или поразительно алогичным, до сих пор становятся нередко непреодолимыми препятствиями для сбора фольклорн ы х произведений. Наряду с этим кажется странным и требующим проверки сообщение А. А. Макаренко, будто на Ангаре запрещалось в пост петь эпические песни. На Русском Севере, как это известно каждому собирателю, кто там побывал, напротив, именно в пост разреша лось вместо каких-либо других петь сугубо эпические песни, чем м ы , между прочим, неизменно 11 Монео. Указ. соч. — С. 146; Шкловский И. Очерки крайнего северо-востока / / Зап. Вос сиб. отд. РГO по общей географии. — Иркутск, 1892. — Т. II, вып. 1. — С. 99; Богораз В. О при нятии чукоч в русское подданство / / ЖС. — 1902. — Вып. 2. — С. 148.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2