Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
Джэ пришел домой. « Ну, — говурит, — таперя мне надо яхать, агде мать-очес були, надо яхать со женой». Джэ пояхал со женой. (К) оссу-ма- тери прияхал. Очес-мать обрадовались: с ы н вернулся, с ы н прияхал со женой, и так соштарылись. Они с той сторон ы [?] стали молиться богу. Как поклонились, и обе умер ли, мат и очес. Ильюша сел на отцовское сарство, и стали жить, так буть, да поживат(ь) до таперя. 170. СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОВЦА В некотором царс т ве, некотором государстве жил-б ы л сар. У него ни с ы на, ни дочь. Он бога прошит, молебн ы служит: «Дай, бог, с ы на либо дочь — при младости на утеху, при старости на замену, при смертном часу на по мин душу!» Жили-жили. Об одну пору жена стала в интересном положении. Месяц ы исполнились: родился с ы н. Как на траву упал, гром ы загремели, молнии за сверкали, жемле стало трясение. И (в) ту же пору (в) конюшне кобула жере бенка родила. Его купали и крестили, ему дали имя Илья Муровец. А этого жеребенка к нему: пусть он вместе ростет. Жили-жили. Несколько врэмя прошло. Ребенок сидит. Уже шесть лет не ходит. Они работают, отес с матерью, ходят — он сидит дома, ноги нет, есть ноги, но ходить не могут. Двенадцать лет исполнилось: сидит в з ы бке и всё, ходить не может. Вдруг об одну пору приходят к нему двое, два старичка. Поздоровались. « Ну дай, — говорят, — Илья Муромец, к нам водичку попить». Ну он гово рит: «Как я дам? Вы сами видите: я без ног». — «Ну дай!» Видят, ну пере- глянули друг друга и вдруг споткнулися. Вдруг почувствовал — вдруг встал, пошел, отдал к ним воду. Они попили эту воду. «Ну, Илья Муровец, сейчас будешь до смерти с ногами!» И они скр ы лись. Он ждет своих, летит, бежит встречать. Вдруг выскакиват и видит — идут свои. Вот он побежал к ним встречу. Она говорит: « Вот, — говорит, — наш Ильюшенька!» Он говорит: «Откуда наш? — говорит. — Он в зыбке, набежал другой». — «Н е т ,— говорит, — наш Ильюшенька!» Сразу обдернул город алым бархатом, отес обдернул город алым бархатом. Вот! Вот немножко пожили. «Ну я, — говорит, — хочу в инце царство, в инце государство торги торговать, живот ы наживать, запопутчи жену искать». — « Какую лошадь возьмешь» — « Вот, — говорит, — которая со мной вме сте родилась, я эту лошадь возьму». Он егце неученый. Он (в)жял и в ы вел этого лошадь, она неученая, она мимо стала пробегать — он ее ухватил за хвост, задержал. Стал коня седлать: клал потнички на потнички, еще ковричек на ковричек, шедёлышко черкас ское, подтягивал двенадцать подпруг шёлков ы х, шелку разного, шелку шеме- линского, шелк не рвется, булат не гнется, — не ради красоты, ради богатыр ской крепости. Отец дает лук и стрелу: «Не проливай кров(ь) христианскую, проливай кров(ь) басурманскую!» Сял на коня и пояхал. Яхал долго ли, коротко ли, видит — стоит шачор, две лошади ходят, таки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2