Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
поиск эпических текстов не проводился. Совершенно не запис ы вали русские эпические песни на с амой Оби. Несколько пов ы шен н ое внимание собиратели у деляли казакам Сибирского казачьего войска. Почин сделал Г. Н. Потанин. В пору, когда о русском эпосе судили главным образом по сборнику КД и неболь шим публикациям (например, в ПОНЯС), еще до массовых зап и сей П. Н. Р ы б никова в Олонецкой губ., молодой казачий офицер Г. Н. Потанин в пылу своего увлечения « естественной историей» не преминул все же заметить, что пели казаки И ртышской военной линии ', и даже записал несколько текстов во вто рой половине 50-х гг. XIX в. Лишь на рубеже XIX—XXвв. к собиранию фольклора среди казаков Сибирского казачьего войска обратились другие собиратели — В. Плотников,* П. Петров, А. А. Шренк. С изданием официозного сборника ПСК, опубликованного без надлежащей паспортизации текстов, интерес к каза кам прекратился, а последующие бурн ы е события вовсе прервали какие-либо фольклористические обследования казачьих поселений. Иначе складывалось собирание эпических текстов в крестьянских поселе ниях в б ассейне Оби и Иртыша. Хотя крестьяне там составляли большую часть русских поселенцев уже со второй половины XVII в., на них собиратели почти не обращали внимания вплоть до середин ы XX в. И звестны лишь единичные фиксации текстов, содержащие эпические сюжет ы и мотивы, на протяжении доброго столетия, от А. Н. З ы рянова, записывавшего в районе Шадринска в середине XIX в., П. А. Городцова (начало XX в.) и Н. Е. Ончукова (1926 г .), работавших в районе Тобольска, и других до И. Г. Парилова (1942—1943 гг.) и И. С. Купалова-Коровина (1955 г.). Положение стало меняться к лучшему в послевоенное время, когда среди преподавателей западно-сибирских педин ститутов появились фольклористы, положившие начало регулярн ы м с т уденче ским экспедициям. Первым из них б ы л В. А. Василенко, проведший из Омска несколько экспедиций в 1950-х гг. Его работу в Прииртышье с большим разма хом продолжила Т. Г. Леонова, к которой позже присоединились Л. В. Новосе лова, Н. К. Козлова и др. Судя по результатам, омские собиратели не ставили перед собой задачу в ы явить б ы тование эпических текстов, но и не отказывались от их записи в тех случаях, когда исполнители сами предлагали такие тексты. Помимо нескольких сказок об Илье Муромце им удалось записать несколько десятков баллад и отдельн ы е исторические песни. В последние два десятилетия собирательскую работу в Притоболье стала вести В. П. Федорова из Курганского пединститута, с нею иногда сотрудничал М. Г. Екимов, работник местного OНМЦ. Им случилось обнаружить б ы тование нескольких старинн ы х баллад и даже б ы лин ы «Илья и татарин» (см. № 237), что является добр ы м предзна менованием возможн ы х будущих находок русских эпических текстов в бассейне Тобола. Итоги собирания эпических произведений в бассейне Оби и Ирт ы ша пока в ы глядят скромно. Всего зафиксировано 39 сюжетов, представленных 1 Крепости по Иртышу от Омска до Усть-Каменогорска строились в течение 1715— 1720 гг.: Бахрушин С. В. Научные труды. — М., 1955. — Т. III, ч. 1. — С. 147, 159. Устойчивые казачьи поселения сложились там, разумеется, позже. 2 Он, правда, только объявил о своих записях сказок на былинные сюжеты на р. Кеть, пра вом притоке Оби (Парилов, с. 9, 13, 30, 51), но почему-то не нашел им места в своем сборнике, в отличие от сказок лубочного и книжного происхождения. Местонахождение его записей с былин ными сюжетами нам неизвестно. И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2