Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока - 1991
До сих пор историков, насколько известно, почти не занимали родословные русских старожилов Сибири, а фольклористам просто не под силу соответ ствующие раз ы скания. Между тем именно в ы явление родословны х у носителей эпических произведений позволило б ы сопоставить и сблизить этносоциальные результаты исследований историков и фольклористов. По имеющимся сведениям, котор ы е, наверное, ещ е будут уточняться, время отсчета б ы тования русских эпических произведений в кругу тех старо жилов, чьи потомки встретились собирател я м в X I X—XX вв., и для поселений на среднем Енисее, на Ангаре, Илиме, верхней Лене, Нижней Тунгуске, нижней Индиг и рке и Колыме начинается с XVII в. (не ранее 40-х гг., а чаще со второй половины столетия), для поселений на Иртыше, Алтае, в Забайкалье, на средней Лене — с XVIII в., для поселений на Анадыре, в Туве, на Амуре и в других местах Дальнего Востока — с XIX в. В отношении ряда мест, в особенности При- тоболья, откуда имеются спорадические записи, пока нельзя сказать ничего определенного. Локальн ы е эпические репертуары в Сибири, как, впрочем, и в европей ской части стран ы , отнюдь не оставались неизменными на протяжении всего времени. Что-то из них навсегда исчезало вместе со смертью носителей: эпиде мии часто выкашивали целые поселения; адаптация к местным условиям и к местным видам пищи также требовала своих жертв. Что-то, напр о тив, при бавлялось благодаря приходу новых поселенцев или в ходе контактов старожилов с сосед я ми, с квартирующей воинской (казачьей) ком а ндой и пр. Как менялся во времени состав локальных эпических репертуаров, навсегда останется неиз вестным. Вплоть до последнего времени собиратели даже не ставили своей целью полностью исчерпать репертуар встреченн ы х исполнителей и тем более предельно зафиксировать эпический репертуар посещенного ими поселения. Можно с уверенностью утверждать, что в Сибири бытовало значительно больше русских эпических произведений, нежели их записано, и отчасти это подтверждается вкраплениями незафиксированн ы х произведений в составе записанных текстов (см. примеч.). С учетом своеобразия истории заселения и н ы нешних знаний о локаль н ы х эпических репертуарах, а также в надежде на уточнения и добавления в ходе будущих полев ы х поисков русскую эпическую традицию за Уральским хребтом можно рассматривать по следующим районам ее б ы тования: 1) бассейн Оби и Иртыша; 2) Алтай и Тува; 3) бассейн Енисея и Ангар ы ; 4) бассейн Лен ы и верховье Нижней Тунгуски; 5) нижняя И ндигирка; 6) бассейн Колымы и Анад ы ря; 7) Забайкалье и Приамурье; 8) прочие места — Приморье, Сахалин, Камчатка. В последующем, если где-то число записей окажется внушительн ы м настолько, что благодаря этому обрисуются контур ы локального репертуара, станет возможным и в ы деление каких-то ин ы х районов. РУССКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В БАССЕЙНЕ ОБИ И ИРТЫША В этом самом обширном за Уралом районе б ы тования русских эпических произведений, где русские стали поселяться раньше, чем в других местах Сибири, и где их численнос т ь была значительной уже в XVII в., целенаправленный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2