Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
В отличие от хаахиргаан дуун респонсорн ы е раздел ы «Аламжи Мэргэна» не имеют таких развернут ы х возгласн ы х частей с распевом на синсемантиче- ские слоги. Поэтому собиратель никак не, отметил их в тексте. Другая отличительная черта респонсорных разделов эпоса — отсутствие повтора хором строки, исполненной запевалой. Текст хоровых разделов был уже известен эпической а удитории, и, в отличие от песенных импровизаций, его строки пелись поочередно солистом и хором. Структурн ы е признаки респонсорных мелодий — гетероритмичность и мелодическая аформульность. В звуковысотном отношении — чередование квартово-терцовой возгласности с декламационным повтором на одной в ы соте. В целом респонсорные разделы эхирит-булагатского эпоса могли звучать в одном диапазоне с улигерной мелодией, но контрастировали с ней в организации ритмики и лада. Анализ шести улигерных напевов позволяет сделать следующие в ы вод ы о стилистике пения эхирит-булагатского эпоса. Для всех улигерн ы х мелодий характерн ы единые стилистические признаки: изоритмичный семисложный ритм (двух типов), диатонический олигогонно- тетрахордный принцип звуковысотной организации, типологическое родство мелодических формул, общие принципы распевов и расширения слогового состава строки. Каждый улигер отличается своей индивидуализированной мелодией. Не исключено, что и «Аламжи Мэргэн» пелся на индивидуальн ы й улигерн ы й напев, котор ы й характеризовал только это сказание. Разумеется, этот напев по стилистике отличался от песенных и соответствовал рассмотренным выше чертам с учетом исполнительских особенностей эпического пения Елбона Шалбыкова. Улигерная мелодия в эхирит-булагатской традиции «устанавливала ритмическую меру улигерн ы х стихов» [62, с 82 ]. Аналогичное ритмизующее действие семисложник имеет в эпических культурах казахов и киргизов [6, С' 126 146, 16, с. 158—212 ]; но главная отличительная черта бурятского исполнения эпоса это спокойная и протяжная форма интонирования. Стилистика респонсорн ы х (сольно-хоров ы х) разделов свидетельствует о монодийном характере фактурной организации ансамблевого пения. Эти разделы пелись на мелодии, отличающиеся от улигерной. В целом музыка эхирит-булагатского эпоса характеризуется довольно архаичными чертами: олиготоника, монодийная гетерофония, орнаментальные распевы. Все это придает специфические черты мелодии, призванной создать определенную эмоциональную атмосферу слушания и соучастия в момент исполнения эпического произведения. Д С. Аугаров Ю. И. Шейкин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2