Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
Тэрэ гэсэн бэеэрээлэ: Ангара ехэ далайяа Горихоложо байхадаа Абарга ехэ загаһанай Яраахайлан байхада Түрэһэниинь тэрэлөө! Гараһаниинь тэрэлөө! Турын ехэ мангадай Үншэн тажаа байхада. . . А вслед за тем: Когда Ангара полноводная Еще ручейком была, Абарга — рыба огромная Еще мальком была, Родился [он] — так оно было! Появился [на свет] — так оно было! Когда великан-мангадхай Был еще сиротой-ллладенцем. . . Здесь приводятся девять заключительных строк фонозаписи. Вся она пред ставляет собой фрагмент эпоса, состоящий* из 47 строк, и делится на четыре музыкально-поэтических периода. В начальном периоде происходит как бы поиск устойчивой мелодической структур ы . Кудинский сказитель, как и Б. Вар наков, «перебирал» известные ему мелодические формулы, сохраняя неизмен н ы ми сам ы е общие структурн ы е особенности напева. Он как б ы постепенно нащупывал основной напев. Лишь в заключительном периоде можно говори т ь о стабилизации формулы. Зачин исполняется на синсемантические слоги — «һээ-лээ!», а ритмическая основа близка к улигерной мелодии «Гургалдай»: пиррихий-)- пиррихий-)- анапест. Г. О. Туденов обращает внимание на то, что мелодия улигера сочетает черты, типичные для песенных мелодий, и что в то же время « в отличие от песен в улигерах преобладает речитативное начало» [62, с. 80, 82]. В подтвер ждение этого мнения приводится конец образца, в котором распевы почти отсутствуют. Зачин периода звучит квартой в ы ше основного напева, что, возможно, и производило впечатление «громкого и протяжного» пения (Ц. Ж. Жам царано). До и после этого улигерного возгласа, как и в «Аламжи Мэргэне», звучит рефренная строка: В начале и конце музыкально-поэтического периода рефренная строка поется на мелодическую формулу начала строф ы . Когда же рефренная строка появляется в середине периода, она звучит на мелодическую формулу конца Наиболее значим ы м элементом этого напева, отличающим его от улигерных напевов Б. Варнакова, является возгласный зачин «Һээ-лээ!». Следующий улигерный напев — « Хатуу Хара-хан», записанн ы й от эхирит- булагатского сказителя С. С. Сонтохонова, — свидетельствует о том, что возгласы «һээ!», «һээн!» достаточно традиционны в эпических сказаниях эхирит-булагатов. Напев довольно мобилен по мелодической формуле, которая постепенно стабилизируется на уровне пентахорда, а в возгласных разделах — гексахорда и ритмической формул ы : пиррихий-)- пиррихий+ анапест. В данном Тэрэ гэсэн бэеэрээ. . . А вслед за тем. . . строфы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2