Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

ние декламационное™ подчеркивается не только ритмическими, но и звуко­ в ы сотн ы ми средствами — это секундов ы е опевания в начале строки и нисхо­ дящие кварто-терцовые распев ы в конце. В улигере «Гургалдай» обращает на себя внимание долгая стабилизация мелодической формул ы . С 36-й по 39-ю строку происходит мелодическая «модуляция» к мелодии улигера «Гулдэмэй». Сюжетно этот переход никак не обусловлен. Вполне возможно, что исполнитель просто сбился, тем более что строение периода в этом эпизоде соответствует улигеру « Гургалдай». Тем не менее данный случай показателен — он свидетельствует об интонационной близости всех напевов сказаний, испол­ ненных Б. Варнаков ы м. Все напевы построены на узкообъемных гемитонн ы х ладах, что отличает их от пентатонной основ ы песенн ы х мелодий. Итак, улиг е ^ные мелодии содержат олиготонный, реже пентахордн ы й ладовый объем В системе орнаментальных и вспомогательн ы х тонов появляются полутонов ы е ладовые ячейки, опевающие опорн ы е с терцов ы м и квартов ы м амбитусом. Наиболее часто Б. Барнаков распевает начальные долгие звуки (благодаря этому в начале строки часто звучит спондей). В целом можно допустить, что Б. Барнаков мог распевать эпический текст в несколько иных мелодических традициях, чем исполнитель эпоса «Аламжи Мэргэн» Елбон Шалб ы ков. В ы явленн ы е особенности улигерных напевов позво­ ляют нам представить то, как мог бы распеть эпос «Аламжи Мэргэн» именно Б. Барнаков. Следовательно, для того чтоб ы определить стилистические воз­ можности исполнения эпоса «Аламжи Мэргэн» Елбоном Шалбыковым, нам необходимо сопоставить приводимые в ы ше мелодии с мелодикой у других эхи- рит-булагатских сказителей. К счастью, сохранилась одна фонограмма, сделанная за 50 лет до того, как были произведен ы записи от Б. Варнакова, в Кудинской степи от неизвестного сказителя. Вот эта уникальная запись: 5 8 һээ . лээЗЭ.Тэ . р гэ _ сэн б э . еэ - рээ. лэ < о "5® Т г н - га. ра е_ хэ да _ лай . яа 8 41. Гс _ ри х о .л о . то бай _ ха _ даа Бар. га е. ха за га . һа_ кай 43. Я . раа _ хан. лан бай. ха. да 44. Ту. рэ һэ_ ниинь т э . рэ. лва 11 Пентахорд — пятизвучие в объеме квинты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2