Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
Байгаа ханай юмый даа Түхүрөөн Богдо Хаан гээшэл байнал даа: Айха хатуу толгойтой, Сэбэр хатуу сээжэтэй Хүн гээшэн байнал даа. Арбан хараан болохо Түмэр хара байшантай, Түмэр хара хүрээтэй һайхан хаан гээшэ юумал даа». Живет-поживает он, говорят. Был тучным тот Богдо Хан С устрашающе могучей головой, На зависть могучей грудью — Таков тот человек. На десять верст [раскинулся] Его огромный железный дворец С огромной железной оградой — Таков тот славный хан». Шестислоговое расширение строки в данном улигере основано на сохра нении ее мелодического содержания. В некоторых случаях вместо дробления и распева длительностей на отдельные слогоноты используется принцип повтора начальных звеньев мелодии строки. Расширенн ы е строки не выходят за пределы мелодии эпоса и не приводят к изменению ее стилистики. Обращаем внимание на то, что пение улигерной мелодии происходит в нейтральной звукоподаче. Мелодия улигера « Найтал Мэргэн-молодец» (далее — « Найтал» ) состоит из одной строки, но кадансов ы е попевки отличаются остановкой на верхнем звуке олиготонического8 звукоряда и на нижнем тоне. Первая из них выполняет функцию зачинной строки, которая появляется перед завершением музыкально поэтического периода. Врезультате окончание музыкально-поэтического периода обозначено двойной строкой, с помощью которой происходит членение 80-строчного фрагмента на 14 периодов 9. Окончания в периодах в основном имеют синтаксическое значение и совпадают с окончаниями речевых предло жений: 8 1. У . ха _ иай н у . ряа_най 2.Саэ_ са _ га _ту юу- мый даа. 8 Олиготоника (термин К. Ъ. Квитки) — лад с узким объемом два-три звука, прилегающих к опорному тону. В таком объеме представлен эпический напев «Найтал» в первой публикации [22. с. 177-182].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2