Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
стремительная, стелющаяся скачка коня. Беседа близких людей так продол жительна, задушевна и тепла, что «. . .пенкой покр ы лось / Большое черное море... трава в ы росла / На плоском большом камне» (стх. 4969—4972). Поэтический язык улигера представляет собой достаточно развитую си стему речев ы х средств, передающих с помощью различных стилистических построений все разнообразие содержания улигера. В нем представлен ы в основ ном различные виды простых и сложносочиненн ы х предложений, описания перемежаются прямой речью и диалогами персонажей. Однако лексика улигера существенно отличается от словарною состава разговорного яз ы ка. Также и грамматические формы более разработан ы и усложнен ы , чем в обиходном языке, хотя в целом эпический язык по своему строю и стилистической окрашенности представляет собой разновидность « в ы сокого» слога. К средствам усиления выразительности и эмоциональной окраски устной поэтической речи относятся приемы единоначатия и инверсии. Внутреннее чутье и ощущение художественной правд ы руководят сказителем, когда он в ходе исполнения делает перестановки слов в словосочетаниях, добиваясь новых оттенков в ри суемой картине и живости изложения. Улигерный текст имеет метрическую структуру, основанную на рецитации. Система стихосложения в улигере построена по силлабическому принципу [19, 62, 70]. У бурят традиционное исполнение улигеров б ы ло напевн ы м, при этом текст и мелодия составляли некое единство при преобладающей роли слова. В стихах нет деления на строф ы , оно наличествует только в песенн ы х вставках — сэг даралга. Улигер, как правило, делится на повествовательные периоды, состоящие из десятков, а иногда и сотен строк, объединенных сюжетно-композиционн ы м единством и общностью содержания. В качестве организатора стихотворной речи на первом месте по универсаль ности применения стоит аллитерация, которая в ы полняет роль своеобразной рифмы. В эхирит-булагатских улигерах, в частности в « Аламжи Мэргэне», это пра вило выдерживается постоянно на всем протяжении повествования (бурят ы называли это правило букв, «соединение начал» — толгой холболго ). Звуковые повторы часто определяются совпадением слогов в начальн ы х словах (см стх. 26—29): Далан — Далин, Ерэн — Ебэр. Здесь стихотворный текст поэтически организован прежде всего благодаря аллитерации, которая охватывает по две строки в четверостишии. Аллитера ция определяет подбор соответствующих слов, не только сопрягаемых в звуковом отношении, но и создающих в совокупности художественный образ или картину. Необходимость правильного подбора слов ставит сказителя-творца в положение, когда он, «конструируя» начальную рифму, занят точной подгонкой взаимно соотносящихся слов, чтоб ы , становясь рядом, они вместе решали единую ху дожественную задачу. Виды аллитераций достаточно разнообразны. Сплошная, смежная или парная, перекрестная, вольная, внутренняя. Встречаются совпадения цел ы х слов в начале строк, и в этом случае происходит как бы суживание возможностей данного поэтического приема — теряется иногда экспрессивность звучания строк из-за преобладания звукового однообразия в начальных словах. Однако чаще аллитерируются три смежн ы х строки, а четвертая строка имеет совер шенно другое словесно-звуковое оформление. Например:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2