Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

вариативные форм ы в конкретных случаях сюжетной ситуации оказ ы ваются более адекватными оригиналу, более близкими к подлинному смыслу улигерного текста. То же можно сказать о в ы ражении « говорил-сказ ы вал», « говорил-при- говаривл» (хэлэн хүүнэн байна-ла). При этом каждый раз типическая формула постоянна, чем подчеркивается ее доминантный см ы сл — указание на значитель­ ность, неординарность произнесенных персонажем слов. Улигершин демонстри­ рует пиетет перед монологами основных персонажей, такая особенность оказ ы вания свойственна преимущественно эхирит-булагатским улигерам, в боль­ шей мере сохранившим верность ранним традициям исполнения, когда на­ блюдалась слитность сказителя со слушателями и сам акт исполнения сохранял обрядовые элемент ы . В этих условиях герои улигеров не просто о чем-то «говорят», а «сказ ы вают», не только «спрашивают», а «вопрошают». Не­ обходимость в ы деления этой особенности речи обусловливает появление такого языкового средства, как использование двойных глаголов с идентичной семанти­ кой для усиления основного значения. Периодичность повторяющихся обраще­ ний к сдвоенным глагольным словам в ходе исполнения улигера связана также с паузами, остановками, котор ы е естественно возникают в самом процессе с казительской речи. В типических формулах спрессован ы знания о различн ы х сторонах жизни древнего человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Постоянно встречаясь по ходу повествования, эти формул ы в ы полняют функцию « несущей опоры» и связующих узлов словесной ткани улигера. Искусство улигершина в известной мере определяется тем, насколько полно и умело он владеет всем набором постоянных формул, создавая с их помощью эмоционально напряженное эпическое повествование. К числу постоянн ы х словесно-изобрази­ тельн ы х конструкций относятся формулы времени типа « Когда поднялось / Ут­ реннее солнце, / Когда в ы катилось оно / Из-за гребней в ы соких гор.. .» (стх. 1607—1610), «Назавтра с утренним солнцем, / Когда оно, выплывая, / Под­ нялось из-за гребней / Высоких гор ...» (стх. 4811—4814). Постоянство применения данной стабильной формулы связано с обозначением важн ы х действий героя или начала новой вехи в жизни богатыря. В конце какого- либо действия нередко используются другие формул ы времени: «когда сер ы е сумерки желтой листве уподобились»; « солнце багровым стало, наступили сумерки». Стремительная скачка богат ы ря передается формулой «Уви­ дела, как он удалялся, / Пополам рассекая / Круглым шишаком малгая / Белоперистые облака / Высокого светлого неба» (стх. 1350—1354), причем езда б ы вает столь продолжительной, что богатырь едет, «. . .По голосу пестрой сороки / Начало зимы узнавая, / По пению соловья / Наступление лета угад ы ­ вая. . .» (стх. 1362—1365). Одной из самых характерн ы х формул, передающих колорит национального художественного м ы шления и в то же время говорящих о своеобразии жизни и б ы та скотоводов, является: « Сидя вдвоем, / Ели они всего понемногу, / Тихо беседовали, / Разговаривая, сидели, / Вороша-вспоми- ная / Дела стародавние, / Они говорили, / Воскрешая-перебирая / Дела ми­ нувшие, / Они говорили (стх. 4775—4784). В формуле сошлось все: и реалии давнего, исчезнувшего б ы та номадов, и определенн ы е черт ы национального характера, к к о тор ы м относится приверженность к заветам старин ы и об ы чаям отцов. При помощи постоянн ы х формул (развернут ы х клише) также описы­ ваются преодоление богатырем препятствий, его ночевки в лесу, пир после 3 Заказ № 222 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2