Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
эпических памятников, поэтический стиль, подчеркнув «чудн ы й слог улигеров (как, например, «Аламжи Мэргэн»)» [24, т. 1, в ы п. 1, с. XII ]. Говоря о характере повествования в «Аламжи Мэргэне», он отметил, что в нем «местами переданы довольно сильно — горе, сомнение, отчаяние и решимость героев» [24, т. 1, в ы п. 3, с. XXVI]. В этом в известной мере сказалось ма стерство Елбона Шалбыкова, воссоздавшего типичн ы е черт ы эпического стиля в сочетании с индивидуальной манерой исполнения. Художественн ы е особенности улигеров характеризуются стабильностью, выдержанностью форм и традиций. Поэтика улигеров — это в ы сокоорганизо ванная, устойчивая система стилевых приемов и изобразительных средств. Вместе с тем эстетический мир и поэтическая система улигеров отличаются разнообразием и известной синтетичностью, здесь проявляют себя художест венно-стилевые особенности, присущие и другим жанрам бурятского фольклора. Это в ы двигает задачу художественно-стилевой систематики, обоснования собст венно фольклорн ы х художественн ы х явлений. Черты художественного стиля улигеров отвечают характеру эпического отра жения жизни. В нем ведущее место занимает обобщение — художественный прием, присущий природе героического эпоса не только бурят, но и мон голоязычных народов в целом. В сюжетн ы х структурах улигеров, в образах героев, в их поступках и мыслях отложились не индивидуальн ы е судьб ы отдельных героев минувших лет, а обобщен героический этап исторического прошлого народа. Этот этап предстает перед нами в картинах эпического мира с про т ивостоянием двух лагерей, когда улигерные богат ы ри с «под властным им народом» ведут титаническую борьбу с темными и враждебн ы ми силами за свою этническую независимость, за возможность жить в мире и тво рить добро. Большие обобщения, содержащиеся в улигерах, — плод глубокого осмысления народом своего места в жизни, исторического пути в формах и образах фольклорно-эпического отражения. Последнее находило художест венную реализацию в улигерном творчестве, в рамках его поэтической систем ы . Стилеобразующие элемент ы и конкретн ы е приемы — величины постоянн ы е, проявляющие себя в течение длительного времени. Они реализуются ска зителем как бы автоматически, в силу установившихся традиций речевой культуры. Однако стилев ы е приемы — явление художественно-творческое по своей природе. Важнейшая черта фольклорной поэтики, в частности поэтического стиля улигеров, — « художественная вариация — последовательная передача од ной и той же м ы сли разными словесно-поэтическими средствами» [33, с. 25]. Вариация способствует п о стижению см ы сла через эмоциональное и эстети ческое воздействие. Фольклор монгольских народов представляет тип поэти ческой культур ы , в котором вариация — такой же организующий фактор смыслового и художественного содержания произведения, каким является на чальная аллитерация для упорядочения его звукового состава. Фразовая си нонимия распространена в песнях, пословицах и поговорках. Распространенный вид простой вариации — двукратное повторение. При этом синонимичное двустишие с несколькими словами, повторяющимися в каж дом стихе, — простейший вид двукратной вариации. В улигере он представ лен фразовой синонимией. « Просторный серебряный двор он обустроил — / Лончакам впору резвиться. . . / Золотой широкий двор он устроил — /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2