Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

9) единоборство с исполинскими лягушками; 10) победа над 23-головым змеем и братание богатыря (Агуй Гохон) с Хан Орлом-птицей; 11) спасение исполинского налима и братание с ним; 12) прибытие богатыря (Агуй Гохон) к Далай Баян-хану; 13) исп ы тание Далай Баян-ханом жениха своей дочери; 14) возвращение домой богат ы ря (Агуй Гохон), прибытие свадебного поезда; 15) оживление Аламжи Мэргэна его суженой Булад Хурай; 16) возвращение домой Агуй Гохон; 17) наказание Аламжи Мэргэном Хара Зутана и Шара Зутана; 18) эпилог. Основная идейная направленность улигера «Аламжи Мэргэн» — прослав­ ление в о и н с к о г о подвига и создание богатырем семьи. Каждый отдельн ы й эпизод действия составляет звено в общей сюжетной цепи и основан на од­ ном сюжетном мотиве (например, спасение животного-друга и братание с ним). Поэтому каждый эпизод не обособленная, самостоятельная единица сюжета, а составная час т ь единой композиции улигера. Объединяет эти звенья общий герой: как бы ни разворачивались события в улигере, Аламжи Мэргэн, его судьба и дело всегда остаются в центре внимания. Любое событие так или иначе выс т раивается в общем ряду и имеет прямое или опосредованное отношение к главному герою и к о сновной линии сюжета. Эпизод ы не равны между собой по той роли, которую они играют в развитии основного действия сюжета. Одни более развиты, имеют цельный, завершенный характер, другие даны в кратком, как б ы усеченном виде. Все эпизоды, независимо от полноты их содержания, связаны между собой единой нитью сюжета и образуют композиционное целое. Для сказительского мастерства Елбона Шалб ы кова было характерно обязательное воспроизведение улигера не только в полном виде, с сохранением всех его составных частей, но и соблюдение той последовательности расположения эпизодов, которая сло­ жилась издавна и сохранялась всегда. Поэтому сказитель с равным вниманием относится к подаче любого структурного компонента улигера, сохраняя единый замысел произведения и стиль исполнения. * * * При общности жанровых признаков и художественно-стилевых приемов улигеры разнятся между собой характером стадиальн ы х особенностей. В одних улигерах, как, например, в « Гэсэре», определяющим мотивом стала героизация смысла жизни и жизненного предназначения эпического богатыря, в других (« Айдурай Мэргэн», « Харасгай Мэргэн» и др.) центральным мотивом остаются сватовство и женитьба героя, т. е. тема героического продолжения рода. С позиций типологии можно усмотреть различные уровни в сюжетных струк­ турах бурятских улигеров. Собиратель и исследователь фол ь клора Ц. Ж. Жамцарано относил эхирит- булагатские улигеры к архаичн ы м в системе бурятского героического эпоса. В них отложились ранние тип ы сюжетов, построенн ы е на разработке мотивов сватовства и женитьбы героя и борьб ы его с чудовищами и врагами. Вместе с тем Ц. Ж. Жамцарано высоко ценил художественн ы е достоинства этих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2