Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

не в буквальном смысле. Поэтические воспоминания о «начале времен» запе­ чатлелись в улигере в виде п о стоянн ы х формул, воссоздающих образ девст­ венно-прекрасного, счастливого мира. Эпическое время в широком смысле — это пора героических дел и тяжелых исп ы таний предков героя, время мужания и утверждения ими своего права на жизнь. Человек того далекого прошлого не мог делать отсчет ы в бесконечной реке времени. Поэтому периодичность чередующихся циклов времен года давала возможность в ы делить не год, а группы лет, последние в связи с этапными событиями в жизни древнего коллектива выс т упали реальными « верстовыми столбами», своего рода перевалами на пути исторического восхождения народа. Можно допустить, что чем далее в прошл о е, тем большие отрезки времени осознавались и фиксировались человеческой памятью. В улигерах отразилось убеждение творцов эпоса в неизменном постоянстве времени и в неизбежном наступлении будущего. Улигер ы полнятся движением, динамикой борьбы и устремленностью к рациональному устройс т ву жизни согласно идеальн ы м представлениям родового общества. Композиция улигера «Аламжи Мэргэн» склад ы вается из крупных завер­ шенн ы х структурных элементов. После краткого зачина следуют завязка дейст­ вия (рождение Аламжи Мэргэна, вступление его в зрелый возраст), развитие действия (борьба и победа над мангадхаем, гибель богатыря, замещение его в сюжете сестрой-богатыркой Агуй Гохон, свадебная поездка к суженой), кульминация (воскрешение богатыря и женитьба на Булад Хурай, возвра­ щение домой сестры героя, наказание Аламжи Мэргэном Хара Зутана и Шара Зутана), эпилог. Сюжет улигера составляют выстроенные в единую цепь основные тради­ ционн ы е эпические мотив ы , образующие относительно цельные части (звенья) повествования. Таких частей — звеньев сюжета, оформившихся в процессе сложения улигера и внутренне связанных между собой, — насчитывается около двадцати. В этих исторически сложившихся повествовательных единицах после­ довательно раскрывается действие. В составе одного звена эпизоды выстра­ иваются в определенном порядке и выполняют роль самостоятельных с т рук­ турных элементов. Раскрытие эпизодов в четкой последовательности и взаимо­ связь внутрисюжетн ы х звеньев зависят от характера развития основной идеи повествования. В ы падение звеньев, равно как и эпизодов, из общей цепи или перестановка их могут изменить характер целого или же придать новое звучание и дополнительн ы е оттенки традиционному повествованию. Сюжет улигера «Аламжи Мэргэн» условно можно разбить на следующие части-звенья: 1) зачин (краткое вступление), рождение Аламжи Мэргэна, детские годы богатыря, вступление его в зрелость, осм о тр и устройство своих владений; 2) дяди Хара Зутан и Шара Зутан уговаривают Аламжи Мэргэна еха т ь на встречу с мангадхаем, сбор ы в дорогу и отъезд Аламжи Мэргэна; 3) борьба с мангадхаем, победа над ним; 4) убийство (отравление) дядьями Аламжи Мэргэна; 5) временное захоронение тела Аламжи Мэргэна; 6) Агуй Гохон-сес т рица в облике АламжиМэргэна отправляется за суженой бра т а к Далай Баян-хану; 7) перевоплощения богатыря (Агуй Гохон) в пути; 8) его вс т реча со стариком, оборотнем мангадхаем-,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2