Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

Деталь конского снаряжения. о каменных стелах, которые в древности воздвигались в степях Центральной Азии жившими в те времена племенами. Некоторые из этих памятников связаны с древней историей монголов. 2152—2153 — . . .Его голова будет в земле, Локти его — под кнутом! — человека, преступив­ шего границы наложенного Аламжи Мэргэном запрета, наказывают кнутом: наказуелшй лежит на земле, уткнувшись в нее лицом и закрыв голову от ударов кнута руками. 2256 — Все буряты осудят меня. .. ( Зонхон буряад хэлсэхэл) — использованное сказителем сочетание « все буряты» имеет смысл « весь народ » . Такое выражение достаточно распространено в речевом обиходе бурят. Сложилось оно, вероятно, в пору складывания бурятской народности из разных племен не ранее XVII—XIX вв. Эго высказывание свидетельствует о зарождающемся национальном самосознании, с одной стороны, и высоком авторитете народного мнения — с другой. 2314 — . . .ДЗа пестрых глаза его. . . (Алаг эреэн нюдуёө. . .) — так описаны глаза героя, когда у него стало туманиться сознание от выпитого отравленного зелья. Пример экспрессивной образной характеристики, переносящей ощущение (« пестрит в глазах» ) на внешний вид предмета. 2319—2320 — От мяса мясо бывает, От бульона — бульон (2319—2320) — Миханаһаан михан байлайл, Шулунөһөөн шулөн байлайл. . .) — идиоматическое выражение, смысл которого можно передать словами: «У каждого человека есть свой предок, у всякого человека будут свои потомки». Эпический богатырь мыслит себя органической частью своего родоплеменного кол­ лектива, звеном в неразрывной цепи поколений. И выпадение из этой «природной» цепи, нарушение естественных связей и преемственности поколений восприншлается эпическим богаты­ рем как крайняя степень падения и отступничества от завещанных предками обычаев и традиций. 2352—2353 — За трое суток Трехлетний путь пробегая. . . (2352—2354 — Гурбан ели газар- Тгаа Гурбан сүутхэдэ Гэртээ гуйжи ерэбэл-даа) — обычная в монголоязычном эпосе характеристика качества богатырского коня. Иногда в улигерах встречается формула «Пролетел расстояние, что проезжают за целый день». Здесь имеется в виду расстояние, покрываемое за один день езды на коне, — старинная мера длины, принятая в фольклоре «степных» народов. Другой мерой длины пути в улигерах выступает хараан, буквальный смысл этого слова — « видимость», но со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2