Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
1570—1573 — . . .Даже пролившееся Голос имеет, оказывается1. Даже засохшее Силу имеет, оказывается!.. (Атхарһаниин шипи Аняртай юумэл! — гэжи, Ширгэһэшшн шинилдээ Шинээтэй юуш ! — гэжи-лэ.. . — букв.: «Оказывается, всякое пролившееся имеет свой звук! — говорят, ока зывается любое засохшее имеет свою силу! — как говорится. . .») — как и во всяком идиомати ческом выражении с архаическим значением, подлинный смысл его не ограничивается только рамками предметно-осязаемого мира и внешними характеристиками вещей (явлений), о которых ведется речь. Как правило, содержание высказываемой ллысли глубже. В комментируемом выра жении речь на первый взгляд идет о каких-то безличных вехцах, сначала о чем-то пролившемся, затем о засохшем. Между тем этими словами машадхай выражает удивление силой и мощью Аламжи Мэргэна, который до встречи представлялся ему слишком молодым, неопытным и сла бым противником. Но мангадхай все еще во власти ложного представления о нем, этим объясняется его высокомерное высказывание о своем грозном сопернике. 1778—1780 — . . .Д гвай теперь испробуем Быстроту наших стрел, Меткость больших пальцев! (һомоной хурдаар, Эрхэйн мэргээр Үзэлсэе!) — это традиционная в бурятском фоль клоре формула изображения способов испытания силы, ловкости героя и его противника (физи ческой силы, меткости в стрельбе, резвости скакунов). В отличие от эрхэйн мэргээр «меткость большого пальца» ээмэй осугиээр означает « силой плеч», т. е. испытание физической силы и мощи противников. К стрельбе из луков обычно переходят после единоборства в физической силе, которое часто не л: 1 ет преимущества ни одной из сторон. 1815 1816 — Пользуясь силой [целебных] трав, [Чудом] он встал. . . ( Үбуһэнэй узүурээр Үлухөжи бодолой. . .) — образное выражение, передающее способность богатыря восстанавливать свои силы, возрождаться к жизни, несмотря на нанесенную противником смертельную рану. В миро воззренческом плане в основе воскрешений персонажей эпоса лежат древние взгляды, согласно которым человек при известных условиях способен возрождаться к новой жизни с помощью, например, живой воды и можжевельника. В анализируемом отрывке говорится об использовании богатырем целебной силы трав, питаемых жизненными соками земли и потому обладающих большой животворящей силой. 1980—1981 — .. Лам, где восемьдесят восемь седловин, На земле восьми стремян — в улигерах эпические персонажи при встрече обычно начинают знакомство со взаимных вопросов о том, кто в каком краю родился. Прежде чем вступить в какие-либо контакты с незнакомцем, богатырь должен узнать, с кем он имеет дело; в свою очередь, он сам представляется ему, описы вая при этом образно и «крупными мазками» характерные ландшафтные приметы своей родины. Аламжи Мэргэн всякий раз в подобных ситуациях говорит, что он родился « на северной стороне», «в дальнем краю», холмы и седловины которого по географическим признакам близки к региону Южной Сибири и Саянского нагорья. Эта постоянно встречающаяся эпическая формула является поэтическим обозначением родины Аламжи Мэргэна, которая находится на дальней северной (восточной) стороне от места эпического действия (см. также коммент. к стх. 467). 2035—2036 — Оказывается, я сумел победить Первого врага своего могучего — в улигерах часто повествуется о первой битве эпического богатыря. Победа в бою, открывающем серию единоборств с грозными чудовищами, придает богатырю уверенность в своих силах, снимает с мангадхая ореол таинственности и непобедимости. Одолев «первого могучего врага», богатырь побеждает робость и страх перед своим извечным врагом и отныне встает на тропу борьбы с мангадхаями до победного конца. 2045—2047 — .. .Он разрезал мизинец правой своей руки — Живую воду выпустил. . . — для оживления трех парней богатырь добывает «воду бессмертия» из мизинца своей правой руки. В бурятском фольклоре распространено понятие мунхын хара уһан — букв.: « вечно черная вода» в значении «живая вода», исцеляющая больных, оживляющая мертвых. Часто эпитет хара «чер ный» имеет усилительное значение. Богатыри улигеров, так же как и сказочные герои, часто берут эту « воду бессмертия» из родника, который находится в труднодоступном месте — « где человек не бывал и конь его не ступал». 2135 — Заколдовал ее ножницами — согласно древним представлениям, волосы — воплоще ние сулдэ («жизненного начала»). Заколдовав матадхайху, Аламжи М эргэн срезал ей волосы и тем самым лишил ее способности к деторождению. Ножницы в прошлом были не просто инстру ментом, а использовались в религиозно-обрядовых целях наряду с такими предметами, как посох, кнут, нож. Обладатели их могли совершать магические действия: воздействовать на судьбу чело века, прервать нить его жизни, лишить здоровья и силы. Золоту и серебру приписывались чудесные свойства, и поэтому не случайно колдовские ножницы сделаны из этих драгоценных металлов. Предметы из таких материалов в улигерах характеризуются как самые красивые и прочные. 2146 — .. .Плиту из белого камня . .. ( .. .Шулуун сагаан хэниигэ . ..) — словом хэниигэ — « книга» обозначена каменная плита с письменами на ней. Очевидно, это связано с воспоминаниями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2