Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
В улигерах герой об ы чно братается с животным-побратимом. Змей — непримиримый враг богатыря. Образ змея традиционен для мотива брачных исп ы таний. Существо это обычно называют абарга шара ехэ «громадн ы й желты й » , хорошо шара « ядовитый желтый». Одно из исп ы таний жениха — доб ы вание пера Хан Хэрдиг-птиц ы . Он в ы полняет это поручение тестя, убив змея и тем избавив от погибели дочерей птицы. Змей — всегда антагонист Хан Хэрдиг-птицы. Последняя являет собой переходный, зооантропоморфный тип образа. Корни его уходят к мифической птице Гаруди из древнеиндийского эпоса [47, с. 24—25]. Представители враждебного мира имеют облик, близкий к человеческому, но с сохранением рудиментов животного вида. Зооантропоморфными по внешнему облику предстают мангадхаи, чудо вища со множеством голов и рогов. У них разное количество голов (13, 33, 67, 77, 108, 300, 500, 600, 1008), у одних мангадхаев преобладает животное начало, другие наделены преимущественно человеческими чертами. Аламжи Мэргэн сошелся в бою и победил могучего мангадхая, «У которого шестьсот голов, / Шестьдесят, словно жерди, рогов» (стх. 1538—1539). Мангадхаи отли чаются неук р отим ы м нравом и бешеной злобой, они бьются до конца, стремясь люб ы м способом сразить богат ы ря. В более позднем осмыслении мангадхаи становятся обитателями подземного мира с в ы раженн ы ми чертами людоедства (улигер «Осодор Мэргэн»). Мангадхаи универсальн ы в проявлении своей разрушительной функции и античеловеческой сущности. Они связан ы между собой родственными отношениями и составляют одну большую семью (в публикуемом улигере показан мангадхай со своей женой — черной ханшей). Самая старшая из чудовищ, девяностосемилетняя старуха, — опора и глава всего семейства, у нее в дальних тайниках хранятся души всех мангадхаев. Чтоб ы окончательно победить мангадхаев, надо изловить и уничтожить эти души, в про тивном случае они воскресают. Множество голов символизирует силу чудовищ, их живучесть. Мангадхаи убивают людей, захват ы вают жен богатырей, уничто жают все живое. Они обладают не только большой физической силой, но и вол шебством. Эти чудовища непонятн ы , таинственны, способн ы перерождаться и принимать другое обличие. Особенно активн ы отталкивающей внешности мангадхайки, упорн ы е и «бескомпромиссн ы е» в борьбе. Старуха мангадхайка орудует кожемялкой, которая в ее руках имеет исключительную поражающую силу. Нередко старуха наносит кожемялкой смертельный удар. Противопо ложн ы м образом является добрая прародительница божеств Манзан Гурмэн, обладающая шерстобитной палочкой. Она бабушка западных тэнгриев, к ее по мощи богатыри прибегают в редких случаях, когда борьба принимает угро жающий характер и роковой конец кажется неизбежн ы м. Мангадхаи — постоянные антагонисты эпических богат ы рей. Они олице творяют зло и враждебные силы древнего мира в крайнем выражении. Они нано сят большой урон жизни и благополучиюлюдей, занятых мирным трудом и доб р ы ми делами. Герой бьется с ними на пределе сил, иногда погибает. Несмотря на насыщенность содержания улигеров драматическими конфликтами, сра жениями и потерями в лагере эпического богатыря, эпос полон жизнеутверж дающего пафоса, оптимизма, светлого восприятия жизни. Важными для понимания эпического мира являются пространственные и временные понятия. Представления о с т ранах света характеризуются пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2