Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
Огниво. высокими горами (часто характеризуемыми при этом как «суровые», «неприступные» и т. п.) — особенность монголоязычной эпической традиции. Взобравшись на гору на границе своих владений, богатырь обозревает окрестности на большом расстоянии и видит строения чужеземного хана или своего извечного врага — машадхая. Герой проводит обычно ночь на вершине такой горы накануне решающего сражения с противником. Это связано с тем, что эпический богатырь постоянно устремлен к тому, чтобы не допустить чужеземного врага в пределы своей земли. 1488—1491 — Дитя человека не может быть Больше самого человека, Шейных позвонков не может быть Больше шести! (Хүунэйшье хүбүундаа Хүунһээшье улуугуйл, Хузуунэй ёргоон тооромиин Ёргоонһоо улуу бэшил-даа!) — смысл первой части эпической формулы в несколько иной форме можно передать словами: « Человеческий сын не сильнее человека». Здесь выражена мысль об относительности силы в ее конкретном проявлении и воплощенной в каком-то отдель ном человеке. Данная эпическая формула представляет собой двухчастное пословичное выражение, построенное по принципу синтаксического параллелизма. Если содержание второй части формулы взято из мира живой природы, то первая часть, несущая главную мысль, подсказана наблюдениями над жизнью людей, устремлена на постижение и осмысление человеческих качеств. Истинность постулируемой мысли как бы подкрепляется бесспорной очевидностью содержания второй части формулы. .. 1495—1496 — Что испугаться, Что на ногах не устоять — одинаково [может случитьсяI . ( Айһаншье адали Алсайһаншье нэгэн-даа!) — это идиоматический оборот с архаическим содер жанием, смысл которого можно передать русским выражением « будь что будет». Здесь содержится предощущение приближающейся «роковой» встречи с противником. 1508—1509 — .. .Умом своим все понял, Рассудком своим все распознал {ухаан дуундаа ойхгобол, Мэдээн дундаа мэдэбэл) — в монголоязычном фольклоре главные герои часто наделяются «даром провидения», т. е. знанием о событиях грядущих, настоящих и прошлых, участниками которых они не были. Эта способность «прозревать» свою судьбу «передана» героям эпоса доб рыми небесными божествами, оказывающими влияние на ход событий на земле. Подобной же способностью наделены антиподы эпических героев — представители враждебного лагеря и ман- гадхаи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2