Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
1271 —1273 — .. .Сапоги натянул, Из рыбьей кожи сшитые, Прочные, как сандал ( .. .За- гаһанай араһаар оёһон Зандан хара сабаосяа Үлумиидээ хубсалбал) — в улигерах часто упомина ется обувь из рыбьей к о жи, что, по-ви д имому, является отражением реальных фактов использ о ва ния бурятами в прошлом э того материала д ля изготовления обуви. З д есь может и д ти речь и о шкуре нерпы, поскольку нерпу, обитавшую в Байкале, буряты считали рыбой. Опре д еление «прочные, как сандал», букв.: «темные сандаловые» ( зандан хара ) в бурятском эпосе обусловлено влиянием ин д ийского эпоса через посредство тибетской и монгольской литератур. Слово сабахи (сапоги) за имствовано из русского языка. 1284 — . . .Колчан из кованого серебра... — кожаный футляр для стрел, с лицевой стороны украшенный железными высеребренными пластинами. Лук укладывался в специальный футляр, ко торый крепился на левом боку, а колчан — на правом. В обиходе ценились колчаны вместитель ные, вид их в улигерах уподоблялся « широкой долине». Это обычный для по э тики э поса прием гиперболизации, однако созданный образ отличается точностью наблюдения. 1292—1295 — Крепкие, гибкие стрелы, Годные десять лет, Твердые, гибкие стрелы, Годные двадцать лет — стержень с заостренным наконечником, в древности и средневековье употребляв шийся для стрельбы из лука. Стрелы различались по внешнему ви д у (плоские продолговатые, трехгранные, конусообразные) и по характеру использования (на охоте, в бою, на состязаниях). У бурят имелись «поющие» стрелы, сходные с гуннскими, бронзовые и железные наконечники которых просверливались. У подобных трехгранных стрел (бур. бахарган) каждое крыло грани имело одно или два отверстия. 1333—1334 — . . .Она услышала, как свистнула Тугая плеть (бур. ташуур) — плетка из кожаных ремешков, чаще всего плетенных в четыре ряда. Ручка деревянная. В улигерах играет пре имущественно символическую роль. 1359 . . .удаляясь на юг от дома родного. . . (. . .Ара гэреэн урайгши — букв.: «Н а юг от юрты, сзади оставшейся» ) — здесь передан тот смысл, что для человека, отправляющегося в любом направлении от «дома родного», последний остается сзади, за его спиной. Это указание «геогра фической ориентации» проходит через весь бурятский эпос и характерно для калмыцкого «Джангара» и халха-монгольского разговорного языка, в котором «дом родной», «родная семья» ар гэр. В зависимости от сюжетной ситуации и контекста данное сочетание может быть переведено и в прямом значении, указывающем местоположение дома, например « на север от юрты родной» (сгх. 4311). 1387 — .. .Крепкую хангайскую стрелу ( Хангай хара номоёо ) — имеется в виду средство, оберегающее жизнь героя. Эпитет хангайский — высшее выражение мощи и силы, своего рода предельная гиперболизация предмета. Слово происходит от древнебурятского названия духа — хозяина гористой тайги Хангай (ныне название горной системы в МНР) и передает значение, близкое к русским словам «исполинский», «могучий». Эпитет хара — «могучий», «огромный» (омоним хара — «черный») усиливает предыдущее слово Хангай, сообщая большую интенсив ность выражаемого им понятия. 1391—1394 — Оттягивает стрелу до наконечника, Будто стрелу на изюбра, Оттягивает ее до щеки своей, Будто стрелу на сохатого — подобный момент охоты на лося запечатлен в одном из древних наскальных рисунков, известных как «Шишкинские писаницы». Этот рисунок, изо бражающий конных охотников, датируется курыканским временем, т. е. VI—X вв. н. э ., и может быть использован для характеристики эпического мира, отраженного в бурятских улигерах. 1446—1447 — . . .Дг будет здесь Священная бариса земли! ( Мйдэйн ехэ бариса Эндэ бай- на!) — бур. бариса — специально отведенное место, где совершались жертвоприношения духам. Бариса находились обычно в лесу, на горе, на краю улуса. Путник приносил здесь какую-либо жертву духам — хозяевам ( эжинам ) этих мест. Из текста улигера следует, что в древности бариса могли напоминать не только о происшедшей в данном месте победе над врагом, но и о каком-либо общественно значимом «культурном» деянии эпического богатыря. 1451 1453 Он стал курить, То поднимая ее, то опуская, &рлая так подношение — исполнителем описано одно из действий обряда бариса. Согласно традиционным верованиям бурят, путники, проезжая священные места, обычно останавливаются и совершают жертвоприно шения духу хозяину данной местности. Здесь Аламжи Мэргэн делает подношение табаком: он курит, совершая обряд бариса — магические движения трубкой, часть обряда общения бога тыря с небом и землей. Таким образом, в улигере курение трубки иногда носит ритуальный харак тер. С другом своим богатырь обменивается трубкой и табаком, что символизирует особые отно шения побратимства, сложившиеся в совместном преодолении препятствий и борьбе с общим врагом. 1456—1457 — Впереди завиднелось что-то: С южной стороны показалась . .. ( .. .Урда бэе дэн харагдажи байбал-даа ) — обозначение пределов страны или владений эпического персонажа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2