Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
и всякими врагами, что в век длительного господства железа не могли б ы ть в ы теснен ы из улигеров, даже больше того, когда герои не могли одолеть своих врагов железными копьями, мечами, то «пользовались» давно воспет ы ми палочками, шерстобитными прутиками или задаи-камнем» [66, с. 161 —162]. В улигере воспета вода с ее универсальн ы ми свойствами. О ней говорится как о живой воде — букв.: «вечная черная вода» (мунхын хара уһан ), — вос крешающей мертвых, исцеляющей больных, укрепляющей силы уставших. Такая вода бьет ключом на вершине высокой гор ы , рядом растут дерево и це лебная трава. В эпосе отразилось почитание бурятами огня. В зачинах улигеров говорится о том, как герой строит дом, топит печь, дым из трубы поднимается до небес. Стихия огня воплощена в образе Гал Дулмэ-хана [1]. Образы лесов, рек, озер, гор предстают в улигерах на стадии «раздвоения» образа, в лице их хозяев — зооморфных и антропоморфных существ. Большое место в представлениях людей далекого прошлого занимали небо и небесные явления. Древний человек одухотворял солнце, луну, звезды, снег, дождь, гром, молнию. Небо мыслилось неким в ы сшим существом, пред определявшим ход жизни и характер событий на земле, одновременно духовным и материальным. Подобно Гэсэру, и другие герои улигеров как бы полу чают небесное происхождение. Рисуя картины жизни на небе, улигершины воссоздают земные порядки, сообразующиеся с жизнью, нравами, обычаями людей. Образы зооморфных друзей героя, его чудесных помощников предстают в основном в повествованиях о героическом сватовстве. Друзьями в ы ступают муравьи, черепахи, собаки, птицы. Побратимом-помощником героини в « Алам жи Мэргэне» стала р ы ба налим, антропоморфн ы м двойником которого в ы ступает Далай Баян-хан. Спасенные или прирученн ы е животные превосходят богатыря некоторыми качествами, но все же по отношению к нему играют подчиненную роль. Они «есть выражение его силы и способности» [56, с. 149]. Среди помощников героя особое место занимает его конь. Богат ы рский конь в обычное время пасется с дикими маралами на Алтае и Хухэе и в нужную минуту оказ ы вается всегда рядом с богатырем. Этот конь не только быстро ходен, вынослив, но еще и наделен умом и человеческим яз ы ком. Образ строй ного солового коня в «Аламжи Мэргэне», так же как и образ голубого коня в улигере « Абай Гэсэр могучий», художественно осм ы слен через традиционные представления тюрко-монгольских народов (Аранзал в «Джангаре», Тулпар в тюркском эпосе) [37, с. 5]. Соловый конь предупреждает Аламжи Мэргэна о готовящемся злодеянии Хара Зутана и Шара Зутана. В эхирит-булагатском героическом эп о се, например во вступительной части публикуемого улигера, говорится, что герой владеет несметн ы м количеством лошадей и скота, однако в дальнейшем эта тема не получает развития. Стада и табуны — цель захватнических устремлений мангадхаев, чужеземных ханов, иногда, как в «Аламжи Мэргэне», даже и близких людей, пора женных корыстолюбием и завистью (дядья Зутаны). Скотоводческие мотивы — пастушество, уход за скотом — характерны для унгинских улигеров. К зооморфным противникам героя относятся враги спасенных им живот ных: медведь, волк, лиса, пестрая птица.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2