Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
Сюжетн ы й «код» улигера таков, что, прежде чем стать женой богатыря, суженая должна вначале оживить его, вернуть ему богат ы рский облик. Так, преодолев все преграды и препятствия, сестра добывает воскресительницу и жену для Аламжи Мэргэна — Булад Хурай. Сама тенденция развития улигера ведет к этому. В образе суженой-воскресительницы соединены черт ы мифической женщины (оживляющей мертвых) и собственно невесты — де вушки редкой красоты. Образ ы Хара Зутана и Шара Зутана заимс т вованы из монгольской Гэсэ- риады, т ам они в ы ступают под именами тибетских князей Санлуна, Царкина, Цотона. В эхирит-булагатской эпической традиции образ Цотона не только «раздвоился», но и приобрел противоречивую окраску. Если в «Аламжи Мэргэне» оба брата — отрицательн ы е персонажи, то в улигере «Мэргэн, Ястреб удалой» («Нашан Хүйхэр Мэргэн») злому Хара Зутану противостоит добр ы й Сагаан Зутан. В большинстве сюжетов они не играют активной роли, только упоминаются как родственники богат ы ря (смотрят за его стадом). В улигерах типа «Аламжи Мэргэн» отражены в различных формах образного воплощения фетишизация, тотемистические, анимистические пред ставления древних. Олицетворение природ ы , зооморфн ы е и антропоморф н ы е персонажи, изображение людей в улигерах представляют собой этап ы постепенного осв о ения сокровенного смысла различн ы х вещей и явлений. Все сущее — жив ы е существа, предметы и явления природ ы — наделено в ули гере чувством и разумом, действует в условиях реальной жизни. Здесь мы имеем дело с перенесением свойств человека на окружающие его существа — поп ы ткой объяснить непознанное с помощью известного. В улигерах раннего типа часто фигурирует образ одушевленной горы, которая становится пристанищем погиб ш его богатыря и хранит его тело до определенного времени. Образ «живой» горы присутствует в архаичных сюжетах, где сестра спасает брата, добыв его суженую-воскресительницу, как в публикуемом сказании. В основе этого образа, несомненно, лежит жизненный опыт древних носителей эпоса. Гора в улигерах показана и как т рудное препятствие на пути героя. Оп ы т и познавательные способности человека развивались в процессе длительной трудовой деятельности, в ходе освоения окружающей природы, постижения ее законов, мира вещей и явле ний. Чудесн ы й камень, целебн о е дерево, трава, живая вода, по его понятиям, обладают чудесн ы ми свойствами — с их помощью в известных обстоятельствах можно оживлять мертвых и исцелять больных. Например, камень способен принести удачу, помочь страждущим, одарить счастьем [23, стх. 9400—9417]. ЗйЗаи-камень — могучее орудие, такими же считаются стрела и скребок. Огромного размера скребок в руках злобн ы х мангадхаек может неотступно гоняться за жертвой. Хангайская заговоренная стрела богатыря способна пора зить самого сильного врага (в уязвимое место), разыскать и доставить скры вающуюся душу мангадхая. В руках богатыря его стрела — самое сильное и надежное оружие [ 1, стх. 4925—4934]. Стрелой удается богатырю проложить дорогу в непроходимой чаще. Эпические персонажи пользуются также топо рами, мечами, копьями, палицами, но все это появилось в качестве оружия в улигерах более позднего времени. «Господство орудий труда и вооружения из палок и камней длилось так долго, они так прочно б ы ли воспеты в мифах как сильнейшие и чудеснейшие орудия труда и сражений с чудовищами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2