Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

Хотя противники богат ы ря наделены чудовищной силой, велики ростом, живучи и жизнестойки, они все же уступают ему в «умственной силе», более примитивн ы в духовной сути. Воинскими делами Ал а мжи Мэргэн близок и родственен Гэсэру, главному эпическому богатырю монголоязычной эпики. После побед ы над мангадхаем перед Аламжи Мэргэном, по внутренней логике эпического действия, открывалась дорога в дальнее ханство, однако он гибнет еще на подступах к выполнению основной задачи — перед сватовством. Включение добавочного эпизода с целью возвысить героя не ломает устоявшегося рисунка сюжетного действия. Следуя эпической традиции, герой уступает до­ рогу своей сестре Агуй Гохон. Аламжи Мэргэн, верный заветам старины и отцов­ ским об ы чаям, не хочет стать причиной самоубийства дядей Хара Зутана и Шара Зутана и, несмотря на ум и провидческий дар, попадает в ловушку и гибнет от рук близких ему людей. Исключение героя из сюжета эпических произведений подобного типологического строя неизбежно и как б ы запрограм­ мировано. Он погибает, уступая дорогу и роль жениха в героическом сватовстве своей сестре. Отн ы не все богатырские деяния — дело рук и ума Агуй Гохон. Теперь она под именем брата отправляется в дальнее ханство дорогой Аламжи Мэргэна, приняв его облик, в его одежде и доспехах, на его коне — аргамаке. Все бога­ тырские обязанности в связи со сватовством тяжелой ношей ложатся на нее. Но столь непреложны общинн ы е закон ы , которые исповедуют герои эпоса, столь велика сила патриархальн ы х традиций и родовых заветов, настолько важно и « судьбоносно» дело богатыря — героическое сватовство, что его сестра должна пройти через все исп ы тания, в которых будут проверен ы ее мужество, смекалка, верность отчему дому и интересам брата. Хотя Агуй Гохон и знает о неизбежности своего перехода в чужой род (« Ведь я / Не твое дитя, / Я девушка. . . для чужбин ы » — стх. 1224 —1226), она с завидным постоянством и большим упорством продолжает борьбу за приезд суженой брата в его дом. Выехав за пределы своей земли, она — теперь рке под именем Аламжи Мэргэна — попадает в величественн ы й эпический мир, полный неизведанных тайн, грозных природных сил и враждебных существ. Здесь и огромные девяносто три моря, которые, «сливаясь, там текут», горы, уходящие в поднебесье, мифическая птица тураг, исполинские лягушки, обо­ ротень — перевоплощение мангадхая. Все это враждебно настроенные силы, способн ы е нанести непоправим ы й вред богатырю и помешать осуществлению его жи з ненного предназначения. Но в мире есть и дружественные сил ы , напри­ мер «неохватная взглядом» рыба налим или могучая птица орел. Первая помогла герою перебраться через море, а птица перенесла его на себе через в ы сокую гору. Эпос верен правде жизни в главном: в мире сталкиваются и бьются добр ы е и зл ы е сил ы , есть враги и друзья — все переплелось в т угой узел, и нужн ы большое мужество и твердость намерений, чтоб ы не дрогнуть в час исп ы таний и с достоинством преодолеть все препятствия. Агуй Гохон присущи «свойства, идеальные в представлении коллектива» [20, с. 153]. Она в большей мере наделена знанием жизни и людей. Она находчива и сметлива, не теряется в трудную минуту, лучше приспособлена к меняющимся обстоятельствам жизни. Ее эпическая « сверхзадача» — спасение (оживление) брата с помощью его суженой, живущей в дальнем ханстве, у которой в чудотворн ы х пальцах « волшебная сила».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2