Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

О том, кем был Аламжи Мэргэн и какое положение занимал и своей среде, говорят такие строки: « Он родился хозяином / Земли, не имевшей хозяина, / Он утвердился ханом / У подданных без хана. . .» (стх. 290—293). Аламжи Мэр­ гэн — военный предводитель родового о бъединения. Он занимает главенствую­ щее положение среди подобн ы х себе предводителей: « Он родился стар­ шим / Среди тринадцати ханов, / Он родился главою / Семидесяти трех родов» (стх. 295—298). Аламжи Мэргэн не охотник, а скотовод, обладатель многих стад и табунов. Это обстоятельство в некотором смысле явилось причиной злых козней со сто­ рон ы дядей Хара Зутана и Шара Зутана, пославших племянника на единоборство с 600-головым матадхаем. Богат ы рь полон решимости и осознает свой долг перед родным краем и близкими людьми, что выражено характерной эпической формулой: «Мужчина добьется задуманного, / Женщина сошьет скроенное» (стх. 938—939). Он берет на себя миссию противостояния враждебн ы м силам, всегда стремится встретить непрошеных пришельцев за пределами своей земли. Этим объясняется заблаго­ временная и усиленная подготовка его к встрече с матадхаем : борьба предстоит трудная, изнурительная. Об ы чно герои улигеров встречаются с несколькими противниками, и часто дело оборачивается так, что сила и сноровка врагов возрастают от одной встречи к другой. Так обстоит дело во всех известн ы х вариантах «Гэсэра». В большинстве простейших по структуре — «одноходов ы х» (Г. Д. Сан­ жеев) — улигеров все помыслы и поступки героя связаны с матримониальными заботами и обусловлены обстоятельствами сватовства и богатырской поездки. Это своего рода главная идея и сюжетн ы й стержень данного типа улигеров: все эпизоды и сюжетн ы е ходы организованы, сцеплен ы и соотнесен ы с этой цент­ ральной установкой. Путь к Далай Баян-хану, у которого живет предопределен­ ная герою суженая Булад Хурай, немыслимо далек от родных кочевий Аламжи Мэргэна, изобилуетмножеством дорожн ы х преград и встреч с разными людьми и существами. Удаляясь «на юг от дома родного», Аламжи Мэргэн в тайге проложил широкую дорогу, и, как он сам говорит, « По этой торной дороге / Будут ездить внуки и правнуки!» (стх. 1433—1434). В этом видится генетическая связь Аламжи Мэргэна с героями ранних мифологических сказаний, восходящих к вре­ менам первотворения и повествующих о подвигах культурн ы х героев. Основной подвиг Аламжи Мэргэна, характеризующий его героико-подвиж­ ническую суть и роднящий его со славными богатырями бурятских улигеров, — это его сражение с 600-головым мангадхаем, который назван «могучим». Аламжи Мэргэн из-за козней двух дядей Зутанов сходится в откр ы том бою с могучим матадхаем, и в этой титанической битве в полной мере проявляется его героизм. Борьба противников, по эпической традиции, разыгрывается на широкой равнине, у одинокого степного дерева. Богатырь неуязвим: все попытки матад- хая поразить своим оружием спящего героя безрезультатны, не дает преиму­ щества кому-либо из противников и рукопашная схватка. Только чудесной хангайской стрелой удается Аламжи Мэргэну сразить многоголовое чудище. Матадхай «уходит в иной мир». В сущности, та же участь постигает и его жену, черную ханшу: Аламжи Мэргэн заклял ее, чтоб ы она никогда не смогла произвести на свет злобн ы х существ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2