Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

герой носит имя Аламжи Мэртэн-хубун. Хубун — буки.: «юноша, парень». В эпическом контексте в ы делено и другое значение этого слова: « сын рода, пле­ мени» , но оно приобрело и дополнительный оценочн ы й смысл: « могучий; слав­ ный» (применительно к богатырю древнего эпоса). Термин хубун характерен для архаического произведения. Большинство бурятских эпических богатырей носят титул мэргэн — букв.: «меткий стрелок», например в улигерах « Айдурай Мэргэн», «Харасгай Мэргэн» и др. У имени Аламжи два приложения-эпи­ тета — мэргэн и хубун. При сохранении четко ощущаемой связи богатыря с се­ мейством ранних эпических героев (хубун) перед нами уже герой новой форма­ ции с выраженными чертами родоплеменного вождя-предводителя. Но это еще не классический тип эпического богатыря, возглавляющего славное воинство, вы­ ступающего во главе дружин ы , а скорее переходный тип улигерного богатыря, еще только пробующего себя в новой роли, примеряющего одежды мэргэна. Подтверждение тому — развернутый эпизод борьб ы Аламжи Мэргэна с 600-го­ ловым мангадхаем. В этом эпизоде нашел цельное и художественно полноцен­ ное воплощение в традициях богатырской эпики мотив военного противоборства и непримиримой борьбы с представителями иного мира. Все повествование пронизано ощущением тревоги и предчувствием неизбежной встречи с инозем­ ным пришельцем, нарушающим мирную жизнь близких богатырю людей. К богатырю тянутся все нити улигерного действия: персонажи, встре­ чаясь с Аламжи Мэргэном, создают естественное окружение героя в том жизнен­ ном пространстве, через которое ему суждено пройти и которое он осваивает на протяжении улигерного времени. Образ народа, окружающего эпического богат ы ря, не изначален в эпосе. Он возник в ходе формирования данного жанра как результат отражения длитель­ ного процесса социального расслоения общес т ва, когда ханы — родоплеменн ы е вожди — все более стали выделяться из сред ы соплеменников. В ранних бурят­ ских сказаниях действовал одинокий богатырь, не имевший ни подвластного ему народа, ни близкого окружения сподвижников-богат ы рей (например, в древнем улигере « Еренсей» ). Гэсэр всегда показан среди сородичей и сподвиж­ ников. У него небесн ы е и земн ы е родители, две жены (небесная и земная), тридцать три богатыря и три тысячи воинов [1]. Герой публикуемого улигера, осуществляя свое предназначение, находится почти всегда в пути. В известном смысле богатырь проводит жизнь в седле. Вся его жизнь ориентирована на внешний мир: он, часто и подолгу находясь в чужих краях, встречается со множеством разных людей, антропоморфн ы ми существами (мангадхаями ) , олицетворяющими непознанные, подчас враждебные, природные и социальные силы. При всех поворотах судьб ы богатырь почти никогда не остается один, его нельзя считать одиноким героем (ср. якутский Эр Соготох). Его предназначение не миссия культурного героя. Хотя его рождение на земле связывается со вре­ менем первотворения и ему приписывается устройство некоторых земн ы х дел (проложил дорогу в тайге, построил дворец), он все же является предводителем своего рода-племени. Аламжи Мэргэн занят устройством общественн ы х дел, и в этом плане его поездка в дальнее ханство и женитьба на дочери Далай Баян- хана Булад Хурай-девице предстают не как шаг личной биографии, но как большое общественное событие, затрагивающее интересы всего рода, а не только близкого окружения. Счастливое завершение свадебного путешествия воспринимается всем миром как общее торжество, а новорожденный наследник богат ы ря об ы чно объявляется с ы ном всего рода-племени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2