Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
герой носит имя Аламжи Мэртэн-хубун. Хубун — буки.: «юноша, парень». В эпическом контексте в ы делено и другое значение этого слова: « сын рода, пле мени» , но оно приобрело и дополнительный оценочн ы й смысл: « могучий; слав ный» (применительно к богатырю древнего эпоса). Термин хубун характерен для архаического произведения. Большинство бурятских эпических богатырей носят титул мэргэн — букв.: «меткий стрелок», например в улигерах « Айдурай Мэргэн», «Харасгай Мэргэн» и др. У имени Аламжи два приложения-эпи тета — мэргэн и хубун. При сохранении четко ощущаемой связи богатыря с се мейством ранних эпических героев (хубун) перед нами уже герой новой форма ции с выраженными чертами родоплеменного вождя-предводителя. Но это еще не классический тип эпического богатыря, возглавляющего славное воинство, вы ступающего во главе дружин ы , а скорее переходный тип улигерного богатыря, еще только пробующего себя в новой роли, примеряющего одежды мэргэна. Подтверждение тому — развернутый эпизод борьб ы Аламжи Мэргэна с 600-го ловым мангадхаем. В этом эпизоде нашел цельное и художественно полноцен ное воплощение в традициях богатырской эпики мотив военного противоборства и непримиримой борьбы с представителями иного мира. Все повествование пронизано ощущением тревоги и предчувствием неизбежной встречи с инозем ным пришельцем, нарушающим мирную жизнь близких богатырю людей. К богатырю тянутся все нити улигерного действия: персонажи, встре чаясь с Аламжи Мэргэном, создают естественное окружение героя в том жизнен ном пространстве, через которое ему суждено пройти и которое он осваивает на протяжении улигерного времени. Образ народа, окружающего эпического богат ы ря, не изначален в эпосе. Он возник в ходе формирования данного жанра как результат отражения длитель ного процесса социального расслоения общес т ва, когда ханы — родоплеменн ы е вожди — все более стали выделяться из сред ы соплеменников. В ранних бурят ских сказаниях действовал одинокий богатырь, не имевший ни подвластного ему народа, ни близкого окружения сподвижников-богат ы рей (например, в древнем улигере « Еренсей» ). Гэсэр всегда показан среди сородичей и сподвиж ников. У него небесн ы е и земн ы е родители, две жены (небесная и земная), тридцать три богатыря и три тысячи воинов [1]. Герой публикуемого улигера, осуществляя свое предназначение, находится почти всегда в пути. В известном смысле богатырь проводит жизнь в седле. Вся его жизнь ориентирована на внешний мир: он, часто и подолгу находясь в чужих краях, встречается со множеством разных людей, антропоморфн ы ми существами (мангадхаями ) , олицетворяющими непознанные, подчас враждебные, природные и социальные силы. При всех поворотах судьб ы богатырь почти никогда не остается один, его нельзя считать одиноким героем (ср. якутский Эр Соготох). Его предназначение не миссия культурного героя. Хотя его рождение на земле связывается со вре менем первотворения и ему приписывается устройство некоторых земн ы х дел (проложил дорогу в тайге, построил дворец), он все же является предводителем своего рода-племени. Аламжи Мэргэн занят устройством общественн ы х дел, и в этом плане его поездка в дальнее ханство и женитьба на дочери Далай Баян- хана Булад Хурай-девице предстают не как шаг личной биографии, но как большое общественное событие, затрагивающее интересы всего рода, а не только близкого окружения. Счастливое завершение свадебного путешествия воспринимается всем миром как общее торжество, а новорожденный наследник богат ы ря об ы чно объявляется с ы ном всего рода-племени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2