Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
ческих героях-великанах. Эп о с возникает в виде героической песни, повествующей о подвигах богат ы рей [61, с. 26]. В архаическом эпосе вначале фигурирует богат ы рь-охотник, который по мере развития общества и эпической поэзии превращается в богат ы ря-воина, совершающего подвиги уже иного характера. Но ранние охотничьи мотив ы сохранились в сюжете улигеров и срослись с поздними мотивами, связанными с героическим сватовством и военным противоборством с враждебными племенами. Улигеры, записанные у бурят Кудинской долины и в верховьях Лены, составляют группу так называемых эхирит-булагатских улигеров. По структуре сюжета и по ряду типологических признаков они относятся к эпосу догосу- дарственному. В них получили героическую трактовку в формах и масштабах эпической идеализации борьба со стихийными силами природы, освоение ее, межплеменн ы е столкновения, сватовство и создание семьи богатырем. К этому типу улигеров относятся « Абай Гэсэр могучий», « Еренсей», « Аламжи Мэргэн», «Харасгай Мэргэн», «Могучий темноликий богатырь». Академик Б. Я. Владимирцов писал: « Бурятский эпос существовал издавна, развивался, подчинялся тем или другим влияниям, принимая в себя разн ы е на пластования, в ы лился наконец в форму больших эпопей и теперь заметно начинает клониться к упадку, заб ы ваться и исчезать» [18, с. 16]. Он уточнил, что «бурятские эпопеи — настоящие эпопеи . . . они не могли явиться сразу, а должн ы были сложиться пос т епенно, постепенно в ы литься в эти формы, в каких мы застаем их н ы не» [Там же, с. 19]. Такой мотив бурятских улигеров, как борьба с машадхаями (ан т ропоморфн ы е существа) и чудовищами, мог возникнуть в условиях охотничьей жизни их создателе й . Сюжетную основу улигеров составляют две ведущие тем ы : 1) борьба богат ы ря с чудовищами и врагами; 2) сватовство и женитьба героя и связанные с ними богат ы рская поездка и исп ы тания женихов. Все значим ы е эпизод ы в улигерном повествовании сцеплен ы между собой, они располагаются в опреде ленной последовательности и в сюжетной цепи художественно раскр ы вают эти мотив ы . Все повествование пронизано эпическим осм ы слением жизни: противо стояние древнею коллектива внешнему миру проходит в титанической борьбе с враждебными силами и эта борьба с самого начала всецело лежит на плечах улигерного мэргэна (хубуна , батора ). Исполнение этого предназначения всегда связ ы вается с выездом богатыря за пределы родной земли, с его дальней поездкой и длительн ы м пребыванием на чужой стороне. Перед ним встают препятствия, одно труднее другого, противник сменяет противника, отдаляя достижение цели. В описаниях всевозможн ы х дорожных исп ы таний, единоборства героя с враждебными силами, картин природ ы встает во всем величии и первозданной суровой красе древний мир, на просторах которого разворачиваются эпические события: совершаются подвиги, сокрушаются вражьи твердыни, уничтожаются злокозненные враги и мифические чудовища. Эпический мир улигеров полон ярких красок и трубных звуков: у в ы соких гор, в широкой Тамшинской степи скрещиваются пути эпических богатырей и их извечных врагов — мангадхаев. Борьба между ними носит титанический (временами богоборческий) характер. В орбиту этою могучего противостояния вовлекаются соплеменники, призы ваются на помощь чудесн ы е силы и небесные божества. Мир улигерн ы х образов богат и многолик: в эпическом действии, помимо главных героев, занято 2 * 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2