Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

н сем ь е древних ж анров, показ ы - вая их синкретизм и обусловлен­ ность этнографическим комплек­ сом древнего общества. Н. О. Ша- ракшиновой принадлежит ряд публикаций и исследований, осве­ щающих эпическое творчество бу­ рят как искусство слова, в ы являю­ щих схождения и параллели меж­ ду различн ы ми стадиальн ы ми ти­ пами — эхирит-булагатскими, хо- ринскими, унгинскими улигерам и. Подробно ею рассмотрены образы, ко м позиция, язык и стиль ули- В 1976 г. издана монография М . П. Хомонова « Бурятский ге­ роический эпос „Гэсэр"» [72]. В ней освещен ы вопрос ы мифоло­ гического мировоззрения, древней идеологии, отразившейся в фак­ туре улигера; в сопоставлении рас­ смотрен ы эхирит-булагатский и другие варианты «Гэсэра». В 1980 г. в ы шла содержательная Аполлон Андреевич Тороев (1893—1982). книга Е. Н. Кузьминой «Женские образ ы в героическом эпосе бурят­ ского народа», в которой обобщен значительн ы й фольклорн ы й мате­ риал [34]. На основе сравнительно-исторического исследования большого языкового материала изучает проблему происхождения Гэсэриады, ее поэтики и стихосло­ жения С. Ш. Чагдуров [74, 75]. Эпосоведческим исследованиям посвящен ряд тематических сборников по­ следнего времени, в ы шедших в Улан-Удэ [42, 55, 63, 81]. Различн ы е вопросы бурятских героико-эпических традиций освещаются в статьях М. П. Хомонова, М. И. Тулохонова, Д. А. Бурчиной, Д. Д. Гомбоин, М. Н. Намжиловой, Р. А. Шер- хунаева, исследуются вопрос ы типологии, сюжетн ы х структур, композиции, поэтики эхирит-булагатских, хоринских, унгинских улигеров. Учен ы е считали бурятский героический эпос типологически более ранним, чем, например, тюркояз ы чн ы й эпос среднеазиатских народов [26, 44, 66, 76]. В нем, как и в эпосе народов Центральной Азии и Южной Сибири, преломились

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2