Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

происходило при значительном стечении народа и приурочива­ лось к какому-либо общест­ венному событию. Улитеры, как правило, исполнялись перед по­ ходом или накануне охоты. Ц. Ж. Жамцарано отмечал: «Улиг е р поют (сказ ы вают) для достижения разных благ, например для исцеления боль­ н ы х, для прозрения слеп ы х, успеха ради в промыслах, на охоте, на облавах, во время ловли р ы б ы и т. д.; улигер спо­ собствует успеху в похода х » [24, т. 1, в ы п. 2, с. 17]. Слушание улигеров орга­ нически входило в хозяйствен­ но-бытовой и духовно-обрядо­ в ы й комплекс древнего коллек­ тива. Эго б ы ло обязательно, например, в ритуале предохот- ничьих приготовлений таежн ы х облавщиков. « По прибытии на место охоты буряты совершали некоторые обряды, имевшие целью ублаготворить духов зверей и лесов, от кото­ р ы х зависит тот или иной исход охоты. Затем вечером, перед сном, певец расстилал в шалаше свой белый войлок (не запачканный конским потом), на нем ставили зажжен н ые ветки можжевельника, чашку с вином или моло­ ком, вт ы кали в него стрелу и пр. и всю ночь, до перв ы х проблесков утренней з а ри, протяжно распевали свою эпопею: без этой церемонии охота, по убежде­ нию бурят, не могла быть удачной» [60, с. IX—X ]. Так понимали потаенный смысл улигера и назначение сказительского дела улигершин ы Кудинской долины (Маншуд Имегенов, Елбон Шалбыков, Лазарь Бардаханов), с которыми в на­ чале XX в. не раз встречался и долгое время работал Ц. Ж. Жамцарано. Собира- •тель отметил, что для исполнения улигеров требуется « известная возбуждающая среда» — слушатели, знающие содержание эпических поэм и разбирающиеся в тонкостях сказительского искусства. Эстетическая функция улигеров начинает проявлять себя постепенно. По мере поступательного развития жизни эпос все более утверждался как художественн ы й феномен, удовлетворяющий эстетические потребности людей. Однако обрядовая сторона исполнения долго сохраняла силу сопутствующего условия. В старину улигер ы слушались в определенное время и в соответствующей обстановке. Например, Пеохон Петров об ы чно пел улигер ы в осенние и зимние вечера, на досуге. К этому вечеру готовились и улигершин, и слушатели, и все жили ожиданием встречи со сказанием о «делах давно м и нувших дней». Сказ­ кой слушатели наслаждались, восхищались игрой в ы м ы сла и фантазии, а улигеру трепетно внимали и верили. Улигер ы воспринимались с глубокой эмоциональ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2