Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]

эпоса, чтоб ы воспроизведение сказания приобрело цельный, завершенн ы й ха­ рактер. Сред и сказителей встречались люди разного творческого склада и ис­ полнительских манер, но всех их объеди­ няет общая черта — бережное отноше­ ние к воспринятому тексту. Исполнение улигера всегда предполагало верность предшествующей традиции и соблюде­ ние точности в воспроизведении унасле­ дованного текста. Одним из улигерши- нов, котор ы е строго придерживались «канонического» устного текста, избе­ гая в ходе исполнения каких-либо воль- ностей и отступлений, был Пеохон Пет­ ров (1866—1943) с ангарского острова Уйга, хороший знаток старин ы , нравов и обычаев бурят [40, с. 291; 79]. Унгин- ский сказитель Папа Тушемилов (1877— 1945) являл собой другой тип улигер- шина, более свободного, раскрепощен­ ного в обращении с улигером, наделен­ ного большим творческим воображени­ ем и даром импровизации [80]. Но и у него импровизация касалась главным образом художественных деталей и под­ робностей и сочеталась с бережным от­ ношением к поэтической ткани произ­ ведения. В целом все крупн ы е сказители прошлого в той или иной мере оставили свою печать на «лике» улигеров. Это связано не только со сказительской инди­ видуальностью, но и с теми изменениями в жизни, б ы ту и сознании народа, котор ы е постепенно, исподволь откладывались в тексте и образов ы вали наслое­ ния разных исторических эпох. Большим знатоком бурятского эпоса и мифологии б ы л А. О. Васильев (Альфор), живший в Приангарье в первой половине XX в. Широкой изве­ стностью пользовались имена талантлив ы х улигершинов П. Дмитриева, С. Ша- наршеева, А. Балдакшинова, П . Степанова, Б. Варнакова, Б. Жатухаева, А. Тороева и др. Не будучи профессионалами в прямом смысле слова, сказители вели об ы чную жизнь сельских тружеников: занимались скотоводством, земледелием, охотничьим промыслом. Батраками б ы ли сказители Б. Барнаков, А. Тороев, в бед­ ности жили П. Петров и А. Васильев. Улигершины пользовались большой популярностью в народе, повсюду их окружали почетом и уважением, что нашло отражение в пословице: «Улигершина угощают пенками и тараком, сказоч­ ника сажают на ковер и подушку» (Үлигэршэ хүн үрмэ тараг дээрэ, онтохошо хүн олбог шэрдэг дээрэ). Исполнение улигера в прошлом считалось непростым делом и не сводилось к развлечению слушателей (в час ы досуга, в долгие зимние вечера). Об ы чно оно Александр Онгоевич Васильев — Альфор (1887—1945 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2