Бурятский героический эпос: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. - 1991. [Т. 2.]
Улигеры — крупн ы е эпиче ские поэмы (бывают текст ы в 5—20 т ы с. стихов и более) большой древности, в котор ы х преломились мифологические представления и тысячелетняя история, борьба предков совре менн ы х бурят за этническое единство, их взаимоотношения с окружающими племенами и народами. В улигерах полнее, чем в других жанрах, воплоще ны многообразн ы е художест венн ы е традиции устной поэ зии, начиная с очень ранних ее форм. В них сложились типо в ы е сюже т н ы е структур ы с особ ы м повествовательным строем и образным миром. Улигер как бы сконцентриро вал в себе характерные черты древнего фольклорного отобра жения действительности. Глу бина и специфичность обобще ний сочетаются в нем с посто янством и яркостью отдельных проявлений жизни и историче ских реалий, масштабность па норамного охвата жизни под держивается красочностью за рисовок древнего эпического мира и обилием жизненных наблюдений. Главный памятник бурятского эпического наследия — «Абай Гэсэр могу чий» («Абай Гэсэр хүбүүн»). Текст, записанный от сказителя Маншуда Имегенова, насчит ы вает 22074 стиха [1]; вариант «Гэсэра» улигершина А. О. Васил ь ев а (Альфор), зафиксированный фольклористом С. П. Балдаев ы м, представляет собой самое крупное эпическое сказание бурят (около 50 тыс. сти хов). Улигер «Еренсей» («Ерэнсэй») состоит из 9522 стихов [23]. Улигер о Гэсэре за свою долгую жизнь претерпел процесс генеалогической циклизации, который привел к объединению в рамках единого сюжета ряда простых, перво начально самостоятельных эпических повествований. В прошлом улигеры исполнялис ь в индивидуальной творческой манере соот ветственно локальным эпическим традициям. В разных местах существовали свои особенности исполнения эпоса, искони связанн ы е с местн ы ми сказительскими школами. Улигершину недостаточно только знания произведения и памяти. Его искусство требует особ ы х сказительских, в том числе музыкальных и певческих, способностей. Он должен в полной мере овладе т ь художественной системой Маншуд Имегенов (1849—1908).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2