Ромм В.В. Большой театр Сибири - Новосибирск_1990. - 256 с

был быть оснащен театр, еще не существовало, и ее нужно было конструировать. Авторы проекта предлагали «синтечический сверхмодерни- зированный» театр планетарного типа, обращаемый по ж е л а ­ нию в цирк, для чего партер зрительного зал а мог перемещать­ ся на сцену, а на месте партера оставалась цирковая арена, которая в свою очередь могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим. Имелась такж е и глубинная колосниковая сцена, организованная по кольцу и объединен­ ная с круглым зрительным залом большим порталом. По периметру круглого зрительного зала должно было вращаться кольцо просцениума, уходящее под ряды амфитеатра и выходя­ щее на него перед передними рядами партера. На акустическо- оптической поверхности, подвешенной к куполу зрительного зал а , как на экране, предполагалось с помощью кинопроектора Минервина проецировать киноленты в дополнение к сцениче­ скому действию. Аппарат Минервина давал проекцию на 360 градусов с новым видом зрелища — движение вперед, на­ зад, а такж е идущее мимо зрителя»’. И в конце XX века идеи, заложенные в Новосибирском проекте 1930 года, остаются новаторскими, смелыми, привле­ кательными. К сожалению, в 1936 году уникальность проекта была признана вредной и здание перепланировали под типовой оперный театр. В дни начала реконструкции особенно пронзительно дума­ лось о тех, кто в суровые годы войны достраивал сибирский театр и в тылу, и... на фронте. Главный архитектор строитель­ ства Б. И. Дмитриев ушел на второй день войны на фронт. А с передовой на протяжении трех лет продолжал практически руководить внутренней отделкой здания. Много его писем с ре­ комендациями, советами, эскизами, рисунками, чертежами при­ шло в адрес строительства. Вот выдержка из письма 17 февраля ' Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства, 1893 — 1945 гг.— Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1978, с. 106.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2