Ромм В.В. Большой театр Сибири - Новосибирск_1990. - 256 с

Истинную творческую смелость проявил молодой балетмей­ стер, взявшись за постановку балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». «Ромео Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для музыки»,— восклицал когда-то Г. Берлиоз. На тему «Ромео и Джульетты» за двести лет было написано 14 опер, драматическая симфония с хором Г. Берлиоза, увертюра-фантазия П. И. Чайковского... Не оставляла спо­ койными эта тема и хореографов. Еще в 1785 году в Венеции шел балет на сюжет знаменитой трагедии. В 1809 году в Петербурге И. Вальберх ставил трагический балет «Ромео и Джульетта» в пяти актах с хорами. В 1926 году в дягилевской труппе шел спектакль, в котором Т. Карсавина и С. Лиф арь и зображали актеров, готовящих роли Ромео, и Джульетты . Подобных попыток было много, однако ни одна из них не зан ял а место, достойное гениального произведения В. Шек­ спира. Д о мнению многих специалистов совершенное для балета музыкальное воплощение шекспировская трагедия обрела лишь в сочинении С. С. Прокофьева. Партитура этого спектакля стала не прикладным, а самостоятельным художественным произ­ ведением. Создавал «Ромео и Джульетту» композитор в 1935— 1936 годах. В 1940 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова балет увидел свет в постановке Л . М. Лавровского. Спектакль стал признанной вершиной хореодрамы, подтвердил правильность открытых в 30-е годы советским театром новых принципов трактовки произведений Шекспира. Достигнуть такой высоты не удавалось до этого никому. Но стремительно развивался советский балетный театр. Устаревали эстетические принципы 30-х годов, ярким выра­ зителем которых был спектакль Л . М. Лавровского. Пришла по­ ра и музыку С. Прокофьева трактовать по-иному. Понимал это и Л . Лавровский , собиравшийся, но не успевший заново поставить «Ромео и Джульетту».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2