Ромм В.В. Большой театр Сибири - Новосибирск_1990. - 256 с
в 1962 году с большим успехом прошла премьера оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Постановщики М. А. Бух биндер, Э. Е. Пасынков, И. В. Севастьянов старались показать прежде всего трагедию правителя. Они преодолевали устано вившееся еще со времен Ш аляпина стремление высветить муки совести Бориса. Редакция Д . Д . Шостаковича позволяла ус пешно выполнить эту задачу. Например, в сцене венчания «Славу» царю пел тот же оборванный, голодный люд, что пока зан в прологе. Пел жалкими надрывными голосами. Д о этого, в иных постановках, сцена венчания ослепляла роскошным одеянием толпы, мощным звучанием голосов хора, величаю щего нового царя. Теперь же славящий хор звучал, как по принуждению — подневольно венчали вновь избранного царя. От этого монолог Бориса «Скорбит душа» обретал новый д р ам а тический смысл — как не скорбеть новому помазаннику божию от такого «величания»? И сцена под Кромами звучала, как эмоциональная подготовка хора «Расходилась, разгулялась». В «Борисе Годунове» театр дал возможность слушателям познакомиться с оркестровой редакцией, сделанной рукой Д . Д . Шостаковича. «Ощущение такое, будто с хорошо и з вестной, мастерски исполненной иконы сняли дорогую, ис кусной чеканки ризу, тронули кое-где холст освежающим раст вором — и вот взору открыты не только уже виденные ранее лики, но и движение, динамика всей композиции, все конт расты линий и кр асок» ,'— писал журнал «Советская музыка». В новой постановке театр открыл слушателям много музы ки, не звучавшей в других театрах. Это и рассказ Пимена о подробностях угличского убийства, и «Польская сцена» — в покоях Марины. На премьере в Новосибирске Д . Д . Шостакович сказал : «Спектакль театра произвел на меня хорошее впечатление. Это самое лучшее, что мне пришлось до сих пор видеть. Яро- ' Добрынина Е. Большой сибирский.— Советская музыка, 1963, № 12, с. 42—50.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2