Ромм В.В. Большой театр Сибири - Новосибирск_1990. - 256 с

в 1962 году с большим успехом прошла премьера оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Постановщики М. А. Бух ­ биндер, Э. Е. Пасынков, И. В. Севастьянов старались показать прежде всего трагедию правителя. Они преодолевали устано­ вившееся еще со времен Ш аляпина стремление высветить муки совести Бориса. Редакция Д . Д . Шостаковича позволяла ус­ пешно выполнить эту задачу. Например, в сцене венчания «Славу» царю пел тот же оборванный, голодный люд, что пока­ зан в прологе. Пел жалкими надрывными голосами. Д о этого, в иных постановках, сцена венчания ослепляла роскошным одеянием толпы, мощным звучанием голосов хора, величаю­ щего нового царя. Теперь же славящий хор звучал, как по принуждению — подневольно венчали вновь избранного царя. От этого монолог Бориса «Скорбит душа» обретал новый д р ам а ­ тический смысл — как не скорбеть новому помазаннику божию от такого «величания»? И сцена под Кромами звучала, как эмоциональная подготовка хора «Расходилась, разгулялась». В «Борисе Годунове» театр дал возможность слушателям познакомиться с оркестровой редакцией, сделанной рукой Д . Д . Шостаковича. «Ощущение такое, будто с хорошо и з­ вестной, мастерски исполненной иконы сняли дорогую, ис­ кусной чеканки ризу, тронули кое-где холст освежающим раст­ вором — и вот взору открыты не только уже виденные ранее лики, но и движение, динамика всей композиции, все конт­ расты линий и кр асок» ,'— писал журнал «Советская музыка». В новой постановке театр открыл слушателям много музы­ ки, не звучавшей в других театрах. Это и рассказ Пимена о подробностях угличского убийства, и «Польская сцена» — в покоях Марины. На премьере в Новосибирске Д . Д . Шостакович сказал : «Спектакль театра произвел на меня хорошее впечатление. Это самое лучшее, что мне пришлось до сих пор видеть. Яро- ' Добрынина Е. Большой сибирский.— Советская музыка, 1963, № 12, с. 42—50.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2