Ромм В.В. Большой театр Сибири - Новосибирск_1990. - 256 с

зоды, лишающие действие логики и непрерывности внутрен­ него развития» '. И это писалось в тот период, когда вообще не принято было ругать, а можно было лищь отметить «на фоне огромных дости­ жений отдельные недостатки». Как же должен был театр плохо показаться, чтобы появилась так а я статья! В 1986 году «Лебединое озеро» в который раз было возоб­ новлено. Оценивая новую редакцию, просто невозможно не сравнить ее с предществующими. Возьмем для примера послед­ ний акт балета, где все-таки появились черные лебеди. Вспом­ ним, что Ю. Григорович от них отказался , справедливо посчи­ тав, что важнее сохранить на сцене романтическую атмосферу, которую начисто «смывал» яркий свет. В 1986 году перенос д а в ­ ней редакции, вызывающей у самих ее авторов-ленинградцев нарекания, был осуществлен формально, механически, без пос­ тановки каких-либо образных задач . Декорации И. Б. Гриневи- ча во второй картине, хоть и холодно-призрачные, будто север­ ные пейзажи Рокуэла Кента, все-таки создавали какую-то а т ­ мосферу. В четвертой ж е картине, чтобы высветить черных ле­ бедей, пришлось д ать полный свет, включить все наличные прожектора. Черные лебеди стали видны, но... поблекли и сдела­ лись серыми декорации, а атмосфера, настроение более подхо­ дили оперетте. В 1952 году на сибирской сцене появился долгожданный балет «Спящая красавица». Сохранив в памяти первую редак­ цию М. Петипа и во многом опираясь на нее, В. И. Вайнонен ставил балет все же, исходя из своего понимания музыки, поэто­ му д аж е танцы последнего акта, которые всего ближе были к постановке М. Петипа («Кот и кошечка», «Красная шапочка», «Голубая птица»), Василий Иванович трактовал по-своему. Вайнонен показал себя великолепным знатоком самой сути классики, изобретательно и свободно владеющим всем ее ог­ ромным арсеналом. ' Эльяш Н. Традиции и поиск.— Советская культура, 1975, 18 июля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2