Убинский вестник, 1981, №65
Рассказы о коммунистах Испытательный срок Людмила Лунина о своей жизни думает очень часто. В редкие минуты отдыха— дома, в свободное—на рабо те, в библиотеке. Особенно обильными были такие мыс ли нынче, когда подходил к концу кандидатский стаж и впереди прием в члены партии. Вроде бы, 26 лет — и не такой уж большой воз раст, но в наше время он вмещает в себя немало пе режитого, передуманного. Как и многие, Людмила закончила среднюю школу. Чувствовала, что тянет к книгам, п библиотеку — может быть, поступить в культпросветучилигце? Но нравилось представлять се бя и в роли учителя —} так куда же отдать доку менты для поступления? И решила — никуда. Пока. Но испытать себя обяза тельно надо. Так начался первый в жизни испытательный срок. Во время его много чита ла и рассказывала о кни гах ребятам, проводила вик торины и конкурсы. Шел и педагогический стаж, по тому что работала воспи тателем. И поняла, что вос питание и книга взаимо связаны между собою. А прошел год -— документы сдала в педагогический, И вела в школе, математику. Только почти в конце каж дого рабочего дня заходи ла в • библиотеку, дышала /юбимым запах см старых книг и свежим типограф ским от недавно изданных. II поняла, что ее место на всю жизнь — в библиоте ке. Так и стало. И ничуть не жалеет о перемене про фессии. Любит Людмила Михайловна работу с людьми и считает ее обя зательным условием для каждого сельского— культ просветработника. Поэто му с удовольствием ходит для проведения бесед 'с тружениками колхоза в красные уголки. Жаль, что помещения эти пока остав ляют желать много лучше го, особенно на централь ной усадьбе колхоза. Но животноводы благодарны за каждую встречу, если она им по душе. Частый гость Людмила и у меха низаторов — то с передвиж кой к ним, то с политин формацией, то со сводкой хода социалистического со ревнования. Таков ее долг служебный — библиотека ря” и долг .общественный — агитатора. Каждую сельскохозяйст венную и общественно-по литическую кампанию то же считает испытательным сроком, экзаменом творче ства, выдержки, компетент ности, верности долгу. В предсъездовские и съездов ские дни почти во все сре ды и пятницы, перед нача лом вечерней дойки соби рала доярок, чтобы полити чески грамотно и доступ но рассказать им о том, что в центре внимания фо рума коммунистов. В пе риод весенних полевых ра бот, уб,орки у Людмилы тоже страдная пора — в короткие минуты обеден ного перерыва или утром перед работой слово предо ставляется ей, идеологиче скому бойцу, несущему слово партии в массы. Уме ет она правильно исполь зовать свое назначение, тем самым добрую помощь ока зывает колхозу. кончится эта горячая по ра. начнется иная, и опять, агитатор, собирайся в доро гу. Один испытательный срок сменяется другим. И так, видимо, всю жизнь чело веческую. Но Людмила довольна, что оказывает посильную помощь государству, соеди няя дело земляков района с делами тружеников обла сти и страны. Заботы агитатора не заслоняют и чисто библио течные дела. Конечно, со ревноваться с самыми опыт ными коллегами ей пока трудновато, но их лучшие методы в работе Людмила использует.. Большое вни мание уделяет подворному обходу читателей.. Но и здесь во время посещений их на дому она является агитатором новых идей. Очень нравятся ей задушев ные и обогащающие душу ТВОИ ДОРОГИ, в ы п у с к н и к ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ Однажды в письме своему сыну Алексей Макси мович Горький писал: «Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее —цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, — лег ка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувст вовал бы себя всем людям нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой». Как было бы прекрасно, если бы каждый человек оставлял о себе только добрую память. Отправляя в большое жизненное плавание очередной выпуск деся- тикласоннкшА учитель невольно подводит мысленно итог прошедшего года. Оглядывая теперь, с высоты своего шестидесятилетия, прожитый путь, Алексей Яков левич Фокин признается, что, если бы ему пришлось снова прожить эти годы, он бы не изменил своей меч те: открыть в родном селе среднюю школу. Нет, конечно, жизнь в 60 лет не окончена, а добрых дел для людей сделано немало. И главное — это шко ла. Когда-то маленькая н а ч а л ь н а я шко ла в селе Черный Мыс выросла сначала в семилетнюю, затем Воеьмилетнюю, а в 1968 году стала средней. И весь этот период преобразования проходил под руко водством Алексея Яковлевича, который 26 лет был в ней директором. Сын бедного черномысенского крестьянина, А. Я. Фокин, окончив в 1940 году Убинскую среднюю шко лу, вернулся домой учителем. Но армейская служба, а затем война надолго отсрочили его педагогическую деятельность. В 1940 г. он был мобилизован в ряды Советской Армии на Дальний Восток, два года спус тя, окончил артиллерийское училище и начальником разведки минометного дивизиона встретил войну с милитаристской Японией. В первый же день войны, 9 августа 1945 г., лейте нант Фокин с группой разведчиков из 6 человек после выполнения боевого задания был окружен самурая ми. Укрывшись в оказавшемся, к. счастью, поблизо- Первый экзамен выдержан беседы с пенсионерами А. П. Кашкиной и А. В Ведеьяпиной. Разговор о книгах, журналах перехо дит в здравые рассужде ния о смысле человеческой жизни, о ее сложности. Зная читательские за просы односельчан, знает их жизненные запросы. И сожалеет, что у многих они невысоки. Выходит, диплом служит таким людям лишь для того, чтобы занять ме сто, а не напоминает о постоянном духовном ро сте, без которого специа лист не растет. Партийная организация колхоза «Зеленая Роща» недавно пополнила свои ряды — Людмила с честью выдержала еще один испы тательный срок — канди датский. Теперь у нее на чался новый. Он будет до самого последнего дня жиз ни, потому что быть чле ном партии— означает по стоянное испытание себя. Вот почему Людмила, как и многие коммунисты на ших дней, задумывается о своем предназначении на земле. Высокое оно. И кто понимает это, живет по законам Морального Ко декса строителя коммуниз ма. Людмила Михайловна Лунина и относится к та ким людям. Г. АЛЕКСАНДРОВА. «Профессий славных зна ем мы немало: шахтер, кузнец, геолог и пилот, Творец стихов и мастер по металлу. Все хороши... но есть особая—-товарищ хлебороб». Этого дня ждали, к нему готовились. И вот он на стал. 21 мая 1981 года. 15 часов. Десятиклассники на шей школы к назначенному времени все пришли в класс. Что бросается в гла за, это отсутствие суеты, напряженность, Сосредото ченные лица. Что же про изошло? А разгадка очень про стая. В назначенное' время начался первый в их жизни экзамен по овладению бу дущей профессией. Да, действительно, в этот день они сдавали экзамен по машиноведению, получали свою первую путевку в тру довую жизнь. Экзамен серьезный, труд ный, но, что самое главное, он помог им проверить и испытать свои знания, по лученные в течение двух лет. Многим выпускникам нашей школы он и дал от вет на вопрос «Могу ли я, как мой отец, своими ру ками выращивать хлеб — хлеб, который так нужен мне, моей Родине? Смогу ли я водить совре менную мощную машину са мостоятельно?». Экзамен дал самый по ложительный ответ на воп росы будущих хлеборобов. Пятнадцать выпускников первое испытание выдер жали успйшно'. Александр Аверченко, Валерий Пету- чов, Виктор Шипилов, Оля Лебедевич, Лида Гакова и Олег Пахомчик получили права тракториста, осталь ные — свидетельства. - (ХаэяйсйвО' может быть спокойно. Смена подготов лена достойная, и многие из ребят сказали твердо: «Останусь в родном колхо зе». Так держать! Мы верим вам, ребята, счастливого пу ти! И. ШИПИЛОВ. Инструктор машинове дения Пешковской сред ней школы. Третий год высоких по казателей в социалистиче ском соревновании добива ется передовой комсомолец колхоза «Прогресс» Влади мир Осейчук. Работая во дителем автомобиля ГАЗ-53, ежедневную норму он вы полняет на 120—130 про центов. Владимир очень много времени уделяет повыше нию общеобразовательного и политического уровня. Закончил вечернюю сред нюю школу, регулярно по сещает кружок комсомоль ского политпросвещения. За примерный труд и активное участие в обще ственной жизни В. Осей чук неоднократно поощ. рялся правлением колхоза, партийной и комсомольской организациями. В. КЕДРОВ. Фото автора. рыбные з апа сы Урала Проблему разведения и более полного снабже ния населения рыбой успешно решают в Че лябинской области в первом году одиннад цатой пятилетки, ис пользуя для этого ис кусственные водоемы и водохранилища. Бригады Челябинского рыбозавода перевыполни ли план первого квартала по лову рыбы в водчЛ мах. области. А - Два задания выполнила бригада А. В. Дудина. Сей. час она работает на Юж ноуральском водохрани лище. Для воспроизводства рыбы в водохранилище и для выращивания ее в садках здесь создается спе циальное хозяйство, которое будет давать 1500 тоУн ры бы в год. Уже создана система садков, запершает- >я (Строительство инrf/ба- гора. НА СНИМКЕ: рыбаки из бригады А. Дудина Виктор Штибен (слева) и Олег Николаев с уловом. Фото Б. КЛИПИНИЦЕРА. (Фотохроника ТАСС). — 2 — сти небольшом блиндаже, лейтенант вызвал огонь на себя. Наша батарея из 6 минометов в течение 4 ми нут вела непрерывный огонь по указанному квадра ту. Когда подошли наши танки, на поле лежали уби тые японцы, а наши разведчики остались живы. За мужество, проявленное в бою, за смелое командир ское решение лейтенант Фокин был награжден орде ном Красный Звезды, а после разгрома Японии —ме далью «За победу над Японией». В 1946 году боевой офицер вернулся в родное село в свою маленькую школу. Став ее директором, Алек сей Яковлевич ни одного года не помнит спокойного. Уже в 1952 году он заочно окончил Новосибирский учительский институт. Все 26 лет он что-то совершен ствовал: к маленькой школе сделали пристройку, в 2 раза большую, чем школа. Дважды строили мастер скую, интернат, школа оснащалась новыми наглядны ми пособиями, мебелью, техническими средствами. Для всего этого нужна была неутомимая энергия, настойчивость, опе'ративность директора и просто-на просто большое человеческое здоровье. Ведь руково дители школ 50—60-х годов хорошо помнят, чего им стоили ежемесячные зимние поездки на лошадях в Каргат, Чумаково, Убинсцое за зарплатой и по дру гим неотложным делам. Не забывали Черномысенскую школу и инспекторские проверки РОНО, и, что греха таить, не всегда они заканчивались благополучно для коллектива учителей и, в первую очередь, для дирек тора, но каждая из них прибавляла опыта в работе, которым он теперь щедро делится с молодыми колле гами. Алексею Яковлевичу исполнилось 60 лет, тридцать шесть из них отдано школе. А ведь если вдуматься, 60 лет для нашего поколения учеников — это целая история. Алексей Яковлевич и преподает ее все годы, но учебник для него—только основа на уроке, пото му что каждый этап в развитии нашего государства проходил на его глазах. Он был еще мальчишкой, когда, в 1929—30 годах, в период массовой коллекти. визации, в нашем районе вспыхивали кулацкие мяте жи, помнит, как нелегко становился на ноги в его се ле колхоз. О Великой Отечественной войне он знает — 3 — тоже не понаслышке, а испытал ее смертельное ды ханпе в солдатских окопах. Вместе с черномысенскк- ми крестьянами он восстанавливал пришедшее в упа док в годы войны родное хозяйство, а в 1956 году был награжден медалью «За освоение целины». Он — евн- дегель и непосредственный участник сегодняшней бурной жизни. И. вот эта личная причастность к глав ным событиям нашей эпохи и обогащает его уроки делает их неповторимо интересными. На примерах из жизни своего села, района, на примерах боевого и трудовою героизма советских людей учитель воспиты вает у своих питомцев любовь к Родине, уважение к людям труда. Скольким юношам й девушкам были даны в стенах небольшой сельской школы путевки в жизнь! И ведь действительно, почти все село _ уче ники Алексея Яковлевича. В некоторых семьях у него учится уже третье поколение детей. И это заме чательно! Может быть, немалая заслуга его и в том, что некоторые выпускники пошли по стопам своего учителя и сейчас являются его коллегами. Это ди ректор школы Н. Т. Файзрахманов, учителя Л. И. Гол дина, Н. В. Мендаленко, С. И. Жуласова. Хороший учитель никогда не бывает, только уроко- дателем, он всегда в самой гуще жизни своего села. И Алексей Яковлевич — бессменный депутат сельско го Совета, пропагандист, агитатор, лектор. Слово пар тии он несет не только своим ученикам, но и одно сельчанам, регулярно встречаясь с ними в ремонт ной мастерской и в красном уголке' фермы, в клубе и в конторе колхоза, товарищеском суде и на роди тельском собрании. Последний школьный звонок, прощальная линейка десятиклассников, цветы благодарности ,от ставших родными за 10 лет учеников, последние экзаменацион ные тревоги за них..> И сам юбиляр, и жители села Черный Мыс твердо знают, что, хотя отдых свой он заслужил честным, бескорыстным трудом, однако не усидеть ему в сво их четырех стенах, что и, находясь на пенсии, Алек сей Яковлевич будет вместе с людьми. И. ОШИХМИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2